Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

Прoизвeдeния искусствa, кoтoрыe наш брат считaeм шoкирующими и эрoтичными или жeстoкими, в Дрeвнeм Римe были впoлнe приeмлeмыми.

Житeлям Дрeвнeгo Римa нрaвилoсь искусствo, пoлнoe нaсилия и сeксa. Нeкoтoрыe oбъeкты культуры тoй эпoxи мoгут пoкaзaться нам исполненными непристойности и жестокости, же римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет автор   BBC Culture.

XVIII дни выдался поистине удачным для археологов. Именно тогда были обнаружены остатки Участник торжественного шествия и Геркуланума – римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. Бери одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг. с-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.

Но случались и неловкие моменты. Прикиньте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую постыдно известную из найденных на вилле скульптур. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, возлюбленная представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой.

Правой рукой Фавн крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себя и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила.

В различие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше с публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. Тем отнюдь не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух о неприличной скульптуре распространился соответственно Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-круиз (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки).

Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс ровно по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая петая дура скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти что покорным.

Одно из самых скандальных античных произведений – статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная нате руинах Геркуланума в 1752 г.

Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, и так оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры в соответствии с-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения искусства, которые да мы с тобой считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.

В наше минута скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Обычно ее допускается увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. А в 2013 г. Пана получи время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки “Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме”. Неприметная табличка нате входе предупреждала посетителей о том, что выставка “включает материалы откровенного содержания”.

Зловещие сады

В наши существование велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, же не будем торопиться. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека изо сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.

Конечно, не возбраняется предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло кайф шокировать гостей непристойностями. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, почему такого объяснения недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали паче сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались двум мраморные скульптуры безупречного исполнения – пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут лопухи жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.

Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и выкапанный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак

Хотя непристойности в сих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое вид. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут прорасти не вполне уместными в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая для выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося одевать нужду.

Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна изо моих любимых древнеримских скульптур – бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него собираются скатать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. По нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену – в том числе вырезанных изо мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут дрожь. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит ножичек палача.

Одна из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. Проиграв музыкальное рег Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи

Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная объединение “Лаокоон”, обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах дрова, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют рисование западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей – ото Микеланджело до Диккенса.

Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания потом попойки

Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие церковная служба государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские зрелище, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным подобно ((тому) как) вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную мертель цивилизованности и варварства.

Скандальная скульптура

Как видно из примера скульптуры Пана и козы, стеб играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Отчасти лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал подо названием “Сокровища Древнего Рима”, я посетил раскопки Помпей. Тот факт, а на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня мало-: неграмотный особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.

Мраморная скульптурная классификация, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся развязаться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посидон

По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было выше крыши – по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением этак в 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллообразный символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега с злых сил.

Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: получи выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный вещь, известный как тинтиннабулум – крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а и львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, дьявол, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду через дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой.

Тинтиннабулум представляет собою крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками

Такие выставки, сиречь “Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме”, вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. Загорелый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно подловить черты характера изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, тот или иной, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.

Же стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вторично отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пойти прахом. Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно ощущение эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем по образу разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Единственное, что можно изречь с уверенностью, – отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось ото нашего.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Обсуждение закрыто.