Бoльшинствo бaнкoв скрывaют рeaльныe услoвия прeдoстaвлeния крeдитoв, a зaeмщики нe знaют, камо жаловаться. Таковы данные социсследования Агентства США по международному развитию (USAID). В устремленность июня авторы проекта опросили более тысячи респондентов, нанесли более сотни визитов в роли “тайных покупателей” в финучреждения Киева, Львова, Одессы, Харькова, Днепра и Запорожья, а да изучили их рекламу и кредитные договора и на этой неделе представили результаты.
Душа в душу данным исследования, 73,6% рекламных материалов о займах вообще не содержат информации о стоимости кредита, в остальных а случаях стоимость прописана запутанно. Оставляет желать лучшего и письменная информация об условиях кредита: в 68% случаев “тайному клиенту” ее вообще-то не предоставляли, а если и давали, то не в полном объеме. Зато словесно банковские клерки отвечали охотно — в 80% случаев консультировали по основным условиям. Близ этом о праве отказа от договора сообщили лишь в 54% случаев, а о последствиях просрочки платежа — в 35%. Уровнем дохода потенциального заемщика финработники интересовались всего-навсе в 41% случаев. Что касается договоров на потребительские кредиты, то они учащенно противоречат законодательству. И всего в 15% случаев консультант разрешил “тайному покупателю” например домой копию кредитного договора, чтобы спокойно взвесить все за и в сравнении с чем и окончательно принять решение — брать или не брать кредит.
“В 33% договоров отнюдь не расписана суммарная стоимость кредита, в 17% — нет графика платежей, в 54% договоров уписывать условия, которые нарушают право заемщика на досрочное возвращение кредита, — отмечают авторы исследования. — С прицепом половины содержат несправедливые условия: навязывают допуслуги, право кредитора в одностороннем порядке начинать договор, а также раскрывать банковскую тайну и персональные данные”.
При этом 41% опрошенных безграмотный знают, куда обратиться в случае конфликта с кредитором, а 78% предпочли бы по большому счету не жаловаться.
По словам зампредседателя НБУ Екатерины Рожковой, сегодня в Украине и не пахнет комплексная защита прав потребителей финуслуг: “Поэтому НБУ уделяет значительное подчеркнуть что законопроекту по совершенствованию защиты прав потребителей финуслуг, который готовится сверху повторное второе чтение в ВР. Нужна правовая основа взаимодействия физлиц с банками за европейскому образцу. НБУ получит полномочия определять и контролировать минимальный объем информации, которая должна даваться потребителю по каждому виду банковских услуг”.
Проблему решат новый принцип и омбудсмен
Банкиры отмечают, что, несмотря на кризис, в последнее время барыш народа к кредитам вырос в 4—5 раз. При этом люди стали внимательнее и постоянно чаще хотят знать подробную структуру процентных ставок, штрафов, комиссий. Сильнее того — с 20 июня вступил в силу закон “О потребительском кредитовании”: появились документ кредита и кредитные посредники, разрешили заключать е-договоры, в рекламе кредита запретили доказывать “ставка 0%” или “беспроцентный”.
Как он работает, покажет вторая шерсть визитов “тайных клиентов”, запланированная на декабрь этого возраст. “Первое исследование показало, что украинский потребитель все еще остается уязвимым и незащищенным присутствие получении кредитов. Мы очень надеемся, что ситуация изменится к лучшему”, — говорит замруководителя проекта USAID Юля Ветка.
Также, по словам банкиров, помочь решить проблему может насаждение в Украине института финансового омбудсмена, который помогал бы банкам и их клиентам непредубеждённо разбирать споры в правовом поле, а соответственно — вернул бы доверие клиентов к финсистеме. Однако параллельно с этим нужно повышать и финансовую грамотность среди населения — заемщики должны осведомленным, как правильно выбирать банк, и на какие подводные камни обращать подчеркнуть что при подписании договора, а также каким образом защищать права в случае возникновения звездная болезнь-мажоров.
www.segodnya.ua
08:48 | 15 Сентябрь 2017