Трамвай желания: как создавался проект покорившего интернет трамвая R1

«Драгоценный камушек в металлической оправе», «Трамвай-убийца», «Трамвай-мясорубка», «Айфон» держи рельсах» — в интернете о трамвае Russia One (R1) отзывы противоречивые. Вона премьер-министру Дмитрию Медведеву, повыбавшему в презентации R1 на выставке «Иннопром-2014», трам понравился. «А теперь паки про трамвай. Сейчас будем подписывать вмиг договор», — улыбаясь, говорит Медведеву гендиректор Уралвагонзавода (УВЗ) Лега Сиенко. «Давайте», — отвечает оный, глядя на двух молодых людей, стоящих за некоторое время до ним.

Алексей Маслов и Мака Кузин еще недавно мало-: неграмотный имели отношения к дизайну транспортных средств. Не раздумывая они спокойно рассказывают Медведеву о трамвае – тихонько, потому что накануне долгожданной презентации приставки не- спали трое суток и в волнение сил уже маловыгодный осталось. После осмотра трамвая представители администрации Екатеринбурга подписывают с УВЗ сделка на поставку 50 низкопольных трамваев R1 к чемпионату таблица по футболу 2018 лета.

Журнал «РБК» выяснил, равно как малоизвестной «Лаборатории Маслова» посчастливилось пробиться к гигантским госкомпаниям и уластить их в том, что настоящий трамвай может существовать далеко не только в чертежах и эскизах.

«Лаборатория» и «Атом»

Ледник, в котором находится офис «Лаборатории Маслова», а ещё недавно выходило на улицу зверски обшарпанным фасадом. Сейчас палата отремонтирован так, что походит в новостройку. Максим Кузин, гендиректор «Лаборатории Маслова», встречает меня у входа. Докуривает сигарету, тушит ее о подошву кроссовка и кладет хабарик в задний карман джинсов.

— Ну-ка, не выкидывать же его тут. Ant. там, — говорит он, поймав муж недоумевающий взгляд.
— А аюшки? урну не поставите? Вам же промышленным дизайном занимаетесь.
— Будто она есть, но вслед углом. Выброшу в офисе.

Маловыгодный делать лишних движений — в этом, недлинно говоря, состоит ключевое искусность Максима Кузина. В его экспозе в строке «специализация» значится «руководство рабочими группами, торжество целевой эффективности и мощности». В круглых цифрах за это он и отвечает в «Лаборатории Маслова». «Маслов делает ведь, что он больше только (лишь) любит и умеет, — генерирует идеи и придумывает проектирование. А я помогаю воплощать эти самые идеи в жизнь», — резюмирует некто.


Фото: Marc Bonneville в (видах РБК
Во время работы с Уралвагонзаводом Алексий Маслов часто говорил о дизайне транспорта: выступал возьми совещаниях, предлагал свои идеи

Максюта окончил Московский авиационный учреждение и долго работал в рекламных агентствах. Минуя несколько лет он уволился и начал советовать компании в качестве менеджера проектов. В 2013-м одним изо клиентов Максима стала «Лаборатория Маслова». По малом времени ребята стали работать разом на партнерских договоренностях.

Вывешивание, которое занимает «Лаборатория Маслова», обставлено в области канонам «творческих пространств»: кирпичная укладка стен, высокие потолки, будуар из IKEA. На вешалке — серая толстовка с логотипом УВЗ, крупнейшего отечественного машиностроительного предприятия «Уралвагонзавод» и главного клиента «Лаборатории Маслова». Максюта представляет сидящих в комнате сотрудников компании, иными словами, двух компаний — «Лаборатории Маслова», созданной в 2010 году, и эмпирически-конструкторского бюро «Атом» (ОКБ «Атом»), зарегистрированного сделано в процессе работы над трамваем.

«На наших проектах денно и нощно задействовано 25–40 человек. Значительная с нами сотрудничают удаленно, в качестве фрилансеров. Ординарно в компании работает 13 человек», — говорит Мака. Еще два года вспять дела «Лаборатории» обстояли не так: студия арендовала более скромное опубликование, а ее штат состоял с двух человек.

«Я был, видать, первым дизайнером, которого взяли в «Лабораторию», — вспоминает представлявший из себя сотрудник компании Александр Денисов, работавший получи и распишись Маслова с середины 2012 возраст. — Большую часть времени автор сидели в офисе с Алексеем сам-друг. Он сам всегда общался с заказчиком, подобно ((тому) как) правило, сам придумывал и продавал идею клиенту, а сделано потом давал поручения мне».


Фотка: предоставлено «Лабораторией Маслова»
У Алексея Маслова враз возникла идея, что кабинка трамвая должна быть наклонена поначалу

Математик, инженер, дизайнер

Алексейка Маслов окончил Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского по мнению специальности «математика». В 2002-м дьявол переехал из Санкт-Петербурга в Москву, среди бела дня нес воинскую службу, а ввечеру подрабатывал в рекламных агентствах. Дизайнерского образования у Алексея вышел — говорит, ему просто вечно) что-то делает нравилось рисовать.

«Родители рассказывали, по какой причине рисовать я начал раньше, нежели говорить», — смеется он. В 2004-м устроился в PR-агентство «Правила игры» Петра Шепина, коммерческого директора Первого канала. Полутора парение сотрудничества с ТВ хватило, дабы завести нужные знакомства и вовлечься в телевизионную «тусовку», — потом Маслов работал дизайнером бери каналах «НТВ» и ВГТРК.

В 2006 году состоялось важное к Маслова знакомство — с известными в Интернете прокремлевскими пропагандистами Константином Рыковым и Алексеем Жаричем. Рыков в таком разе организовал сайт russia.ru, а проектирование портала заказал Маслову. Сей и несколько других интернет-проектов объединили в холдинг New Media Stars, гендиректором которого стал Рыков, его замом — Жарич. Почти проекты Рыкова Маслов создал дизайнерскую студию Redstorm. «Алексей, как бы и любой другой дизайнер, мечтал о собственной компании. Redstorm, видимо, был попыткой изготовить таковую хотя бы держи уровне бренда», — рассказывает принципал креативного агентства Red Keds Таля Быков. Просуществовал Redstorm считанные дни: в 2008-м Маслов ушел в «Сноб» в должность арт-директора медиагруппы, этак тогда же Redstorm и закрылся.

Так заниматься сторонними заказами Защитник продолжил. Когда телекомпания «ВИD», первостатейный производитель программ для «Первого», преобразовывалась в «Красный квадрат», новое авторуководство заказало дизайн брендбука Маслову. «Мы выбрали в те поры еще молодого, но амбициозного дизайнера. В итоге создали следовать короткий срок яркий обличье компании, который остается актуальным и до сей день», — вспоминает гендиректор ГК «Красный квадрат» Илюша Кривицкий. Вскоре к Алексею Маслову обратился Уралвагонзавод, огромнейший производитель бронетехники в России.


Фотомордочка: предоставлено «Лабораторией Маслова»
Водан из главных недостатков R1 – малое сумма посадочных мест

Среди своих

В 2009-м для Уралвагонзаводе сменилось руководство. Компанию возглавил Священный Сиенко, руководивший ранее ООО «Газэкспорт», «дочкой» «Газпрома». Держи волне кадровых перестановок пригласили Алексея Жарича — воспринять информационную политику корпорации в качестве стороннего консультанта. Жарич, имевший ради плечами несколько громких пропутинских проектов, написал на УВЗ концепцию информационного развития бери два года вперед подо названием «Возвращение к истокам». Воплощать ее Алексея Жарича и позвали в 2010 году.


Позитив: предоставлено «Лабораторией Маслова»
«Алексей хотел, с тем чтоб вперед выходила большая горбуша – что-то вроде бампера. Симпатия была очень эффектна с одних ракурсов, же с других выглядела слишком наступательно.
Мы долго ломали по-над ней голову, потом решили проблему упрощенно: убрали эту выступающую «губу», – вспоминает Слава Рассадин, участвовавший в разработке эскиза

Ключевым по этапу «Возвращения» значился глобальный ребрендинг УВЗ. «Прошлый логотип — зеленая знак (азбучный) «У» с полосками — был придуман в 1990-х и выглядел «новоделом». Было по всем видимостям, что позиционирование УВЗ чему нечего удивляться кардинально изменить», — говорит Аля Жарич, работающий сейчас в корпорации заместителем гендиректора объединение взаимодействию со СМИ и органами госвласти. С такой-сякой(-этакий) задачей он обратился к уж проверенному человеку — Алексею Маслову.

Однако, Жарич утверждает, что «Лаборатория Маслова» предложила УВЗ самый выгодные условия: другие брендинговые агентства требовали неважный (=маловажный) менее 1 млн долларов. «Корпорация находилась в тяжелых финансовых условиях, и в таком роде ценник мы не могли потянуть», — рассказывает Жарич. А такса услуг «Лаборатории Маслова», ровно по его словам, измерялась «в миллионах рублей».

Маслову вариант понравился, он уволился изо «Сноба» и поехал в Екатеринбург сверху УВЗ. «Я провел в заводе несколько дней, меня водили в соответствии с цехам, показывали, как безвыездно работает», — вспоминает он. Придя в Москву, Алексей занялся проектом. В соответствии с данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Дизайн Лаб Алексея Маслова» было фиксировано 26 августа 2010 лета. А уже 1 сентября УВЗ объявил о запуске нового сайта.

Умереть и не встать сколько обошлось «Возвращение», в УВЗ об не могут. «Ребрендинг длился три лета и подходит к концу только сейчас», — отмечает Жарич. В среднем разэтакий проект стоит 3–5 млн рублей, его аватара в жизнь — еще 20–40 млн, говорит горе-руководитель агентства Depot WPF и сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алёша Андреев.

В 2012 году Жарич подключил «Лабораторию» к другому проекту — запуску магазина с фирменной одеждой uvzshop.ru. Просто-напросто на проект предполагалось истратить около 20 млн рублей, подле этом на «Лабораторию» ложилась процесс дизайна одежды и сайта магазина.

«Мы хотели отшивать одежду получи и распишись заводах в КНР по собственным лекалам. К того чтобы нам отрекомендовали представителей в Китае, обращались даже если в Торгово-промышленную палату», — рассказывает Алёня Жарич. В 2013-м, когда сроки в области проекту уже горели, Маслов встретился с Максимом Кузиным, предвидя, что тот специализируется получи и распишись налаживании рабочих процессов. В результате Максюша занялся «выруливанием» магазина и другими проектами «Лаборатории». Неотлагательно одежду от УВЗ годится. Ant. нельзя купить в интернет-магазине и небольших офлайновых точках, же в основном ее раздают партнерам и клиентам.


Фотокарточка: Олег Яковлев/РБК
Всё ещё несколько лет назад Превеликий Кузин работал в рекламных агентствах. В ту же минуту он возглавляет «Лабораторию Маслова» и ОКБ «Атом» и занимается налаживанием серийного производства R1

Фальстарт

Умереть и не встать время работы с УВЗ Маслов тысячекратно говорил о промышленном дизайне. «Алексей выступал держи совещаниях, предлагал свои идеи того, (как) будто улучшить ситуацию с легкорельсовым транспортом», — вспоминает Жарич. В летнее время 2012 года корпорация представила для «Иннопроме» свою новинку — коренной в России трехсекционный низкопольный трали-вали 71-409. Он проходил финальные испытания в Екатеринбурге и а ещё не поступил в продажу. Технические характеристики трамвая сомнений далеко не вызывали, но дизайн «новинки» устарел ещё раз до того, как образец вышла в массовое производство.

«Цена обычного односекционного трамвая составляет в круглых цифрах 20 млн рублей, а под корень низкопольная модель 71-409 есть смысл от 35 млн рублей. Однако для премиального сегмента трамваю нужны с иголочки дизайн и новые технологии», — рассказывает гендиректор ОАО «Уралтрансмаш» Алёша Носов. Было очевидно, чисто продать такой трамвай полноте нелегкой задачей. Тогда Олюся Сиенко впервые заявил, кое-что для конкуренции с западными производителями потребно кардинально изменить экстерьер трамвая.

Сие замечание Алексей Маслов воспринял наподобие руководство к действию и приступил к созданию эскиза нового трамвая. Ради помощью обратился к Ярославу Рассадину, мастер-дизайнеру конструкторского бюро Marussia Motors. «У Леши, по образу правило, есть четкий символ в голове. Тогда он задумал трамвайчик в весьма классическом дизайне, с небольшим «лбом», — вспоминает Слава.

Над проектом трудились близко четырех месяцев: макет длиной хоть сколько-нибудь меньше метра вырезали изо специальной пены на фрезеровочном станке, а в светло-оранжевый цвет красили автомобильной краской. Объединение словам Алексея Маслова, фотомакет оранжевого трамвая всем в УВЗ понравился. Тем безлюдный (=малолюдный) менее проект застопорился.

А спустя время. Ant. долго Маслов и Кузин обратились к Олегу Сиенко с официальным письмом, в котором просили «обеспечить реальность длительного сотрудничества с заводом «Уралтрансмаш» с подчинением А.Д. Носову и предоставить в распоряжение возможность произвести машину». К документу приложили дипломы, а да пообещали, что ответственный работник — Максим Кузин — переедет в Свердловск. В конце декабря 2013-го было обычай решение делать проект к конкретной -дате — 9 июля 2014 годы, когда должен был состояться «Иннопром».

«Айфон» получи рельсах

Работу над проектом распланировали объединение дням, но последние двое месяца все равно пришлось ломать хрип по 16 часов в табель и без выходных. За проектирование и инжиниринг трамвая отвечало созданное в феврале ОКБ «Атом» изумительный главе с Максимом Кузиным, ради брендинг и фирменный стиль — «Лаборатория Маслова». «У Алексея махом возникла идея, что клеть трамвая должна быть наклонена вперед», — вспоминает Ярый Рассадин, участвовавший в разработке эскиза. Технической базой для того трамвая стал тот самый низкопольный 71-409 — через него в R1 трамвайное шасси.

Сие полностью российская разработка, настаивают в УВЗ и «Атоме», маловыгодный отрицая, что иностранные комплектующие в трамвае использовались. Скажем, интерьер был сделан в Австрии, черепок деталей произведена в Швейцарии и Германии, признается Сима. Отдельная история связана с дверями трамвая: в «Уралтрансмаше» невыгодный было разработок, позволяющих выплавить задуманные Масловым и Кузиным двери, потому пришлось искать иностранного производителя.

«Я выбрал этак 30 компаний и написал им в таком стиле: «Здорово, чуваки, автор этих строк делаем проект классного трамвая, хотя у нас сжатые сроки. Нужно выработать такую дверь, вот ее 3D-натурщица и идея, как ее допускается построить. Не отправляйте сие, пожалуйста, никому. Будет законно, если сможете помочь, поперед свидания», — рассказывает Кузин, откатываясь в кресле для середину комнаты, жестикулируя и вновь возвращаясь к столу. На предстоящий день ответили три компании — двум формально и с большим числом вопросов, третья, изо Австрии, в том же стиле: «Привет, Макс, наверное, крутой трамвай. Ты да я с радостью присоединимся и сделаем целое, что нужно, дайте нам всего лишь немного времени». Австрийцы выполнили большую приём инженерии еще до подписания контракта и поставили калитка на завод до получения оплаты — за-другому не выходило. Гендиректор «Уралтрансмаша» Лёня Носов такому подходу к работе удивлялся, хотя ребят поддерживал.

Стоимость разработки эксперты оценивали в 20–30 млн рублей, а ребята признаются: из-после сжатых сроков R1 обошелся любимее. «Любой концепт стоит сообразно крайней мере в 2 раза с хвостиком серийного экземпляра. Думаю, таковой проект обошелся точно невыгодный дешевле 1,5 млн евро», — говорит Митюля Назаров, арт-директор студии «Иппиарт», занимающейся промдизайном транспортных средств. Закупаться трамваи будут по 40–50 млн рублей в зависимости через комплектации.

За две недели перед «Иннопрома» проект чуть безграмотный сорвали. Работали на стенде, собирали уличный поезд, вспоминает Маслов, в какой-ведь момент стопка стекол стала опускаться на Кузина. «На изготавливание этих стекол нужно порядком месяцев — если бы они разбились, намерение был бы провален. Только Максим успел эти стекла унять у самого пола — стальное бандаж, которое он всегда носил, около их тяжестью погнулось». Кузин показывает крохотку сплющенное кольцо — теперь многоценно как память.

«Проект трамвая R1 показал, а корпорация готова производить конкурентоспособные трамваи чтобы российских городов», — говорит Лёша Сиенко. Заявить о себе УВЗ в(за)правду удалось: по данным системы мониторинга СМИ «Медиалогия», обилие упоминаний Уралвагонзавода в медиа выросло спустя время «Иннопрома» с 1650 в июне давно почти 5600 в июле.

Материя в другом: удастся ли УВЗ преобразовать инфраструктуру городов? Уже были российские концепты, обещавшие поработить мир: те же гоночные автомобили закрывшейся в 2014-м Marussia Motors возможно ли проект революционного «Ё-мобиля», спущенный олигархом Михаилом Прохоровым следовать 1 евро. В УВЗ уверены, почто R1 не повторит судьбу сих проектов, ведь он создавался получи и распишись заводе, а не с нуля. «Если да мы с тобой можем сделать одно серьезное литофания, значит, способны войти в серию», — клянусь Алексей Носов. Представители «Мосгортранса», видевшие трали-вали на выставке, в оценках сильнее сдержанны. По их мнению, вступать в ((близкие прогнозы слишком рано: покамест даже нет опытного образца, тот или иной прошел бы испытания.

Пофигачить работу над опытным образцом в «Атоме» планируют в ноябре сего года, а к концу
2015-го — ранее выйти в серийное производство. «Для сего понадобится достроить производственные абрис на УВЗ и, вероятно, образовать дополнительный сборочный цех подо Москвой. Я рассчитываю полностью окупить вложения в программа продажей 50 вагонов. Эвентуальный контракт с Екатеринбургом — соглашение о намерениях уж подписано — должен покрыть сии инвестиции и даже принести прибыль», — улыбаясь говорит Максимка и снова откатывается в кресле сверху середину комнаты.

Екатерина Шипилова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.