Убийца сможет выйти досрочно, а сидящий за хищение завмаг – нет. Что не так с новыми инициативами?

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

СМИ ширoкo oсвeщaют нoвую вoлну кoррупциoнныx прeступлeний, a   гoсудaрствo рeшилo во хмелю мeры пo   укрoщeнию дaвнeй прoблeмы. Рeчь прeждe всeгo o   принятии дeкрeтa №   3 о   дополнительных мерах сообразно   борьбе с   коррупцией от   10   мая и   об   опубликованных предложениях Генпрокуратуры объединение   борьбе с   коррупцией. На   нюансы документа и   предложений обращает внимание директор ООО   «Юридическая компашечка «Телвел Лигл» Игорь Соловей.



Игорь Соловей. Фото из   личного архива

Вне сомнения, коррупционные проявления   — зло и   большая опасность для государственных и   общественных интересов. Но складывается впечатление, что принимаемые и   предлагаемые меры следуют дискуссионному принципу «цель оправдывает средства» и   в   определенной мере вступают в   диссонанс с   общими посылами законодательства Беларуси .


Декретом №   3 закреплена невозможность условно-досрочного освобождения аль замены неотбытого срока более мягким наказанием лиц, осужденных за   коррупционные преступления. Близ этом к   коррупционным преступлениям вместе со   взяточничеством, злоупотреблением служебным положением и   прочими составами отнесено, за примером далеко ходить не нужно, и   хищение путем злоупотребления служебным положением (ст.   210 УК). Так квалифицируют, к   примеру, поведение заведующей сельским магазином, похищающей продукцию, незаконно и   необоснованно списав ее, цензурно, на   брак. Это часть 1 упомянутой статьи и   такое преступление относится к   категории в меньшей мере тяжких.


И   тут складывается парадоксальная ситуация, когда лицо, совершившее убийство (так   есть особо опасное преступление), может быть условно-досрочно освобождено ото   отбывания наказания либо ему могут заменить неотбытую часть более мягким наказанием в соответствии с   ст.   90,91 УК, а   вышеуказанной заведующей магазином   — нет.


Далее хотелось   бы сдержаться на   некоторых инициативах Генпрокуратуры, которые я   считаю спорными. Возможно, в   них очищать рациональное зерно, однако предложения требуют доскональной выверенности. Речь идет о   внутренние резервы введения административной ответственности юридического лица за   коррупцию. В   качестве примера указывается суперпозиция штрафа на   частную компанию в   случае дачи ее   сотрудником взятки. Не раздумывая законодательством предусмотрена личная виновная ответственность (ст.   3 УК), а   Конституцией закреплена равная ограждение и   равные условия для развития всех форм собственности. Более того, трескать (за (в) обе щеки) еще известный декрет №   7 о   развитии предпринимательства. Но   в   предложениях Генпрокуратуры ничего маловыгодный   говорится о   штрафных санкциях в   отношении министерств, госорганов и   т.д. Хотя на   практике возможны и   имеются материал, когда коррупционные преступления совершаются опосредованно в   интересах ведомства (например, служебный подделка с   целью улучшить показатели и   получить дополнительную господдержку и   т.д.).



Антикоррупционное неравенство

Буквально нате   днях Генпрокуратура отметила рост коррупционных преступлений в   АПК и внесла представление министру сельского хозяйства и   продовольствия объединение   результатам проверки. Как говорится, почувствуйте разницу. Одним   — представление, вторым   — повинность выплатить компенсацию. А   ее   выплата, безусловно, скажется на   деятельности юрлица. К   примеру, его собственники, с тем восполнить свою прибыль, могут не   выплатить премии, тем самым виновные поступки одного лица повлекут негативные последствия для лиц, которые не   имеют никакого взаимоотношения к   совершению противоправного деяния. А   если сотрудник, совершивший коррупционное преступление в   интересах компании, работает тама неделю и   решил «зарекомендовать» себя, заключив значительную сделку?! Разве руководитель и   отдельные люди работники компании, ее   собственники могли за   такое время сформировать в   человеке коррупционные устремления?


Я   сейчас не   говорю о   том, что выплата подобной «компенсации» может вовсе явиться источником к   банкротству и, как следствие, ликвидации компании, работающей «в   ноль», молодого бизнеса, всего-навсего начинающего развиваться. Результат   — безработные сотрудники.


Есть и   еще один небесспорный не уходи. Фактически всегда и   для граждан, и   с   точки зрения закона бОльшую общественную гибельность представляет взяткополучатель, а   не   взяткодатель. Это нашло свое отражение и   в   санкциях соответствующих статей УК, до   которым ответственность взяткополучателя больше. Кроме того, лицо, давшее взятку, освобождается с   уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки либо если сие лицо после дачи взятки добровольно заявило о   содеянном. Думаю, здесь невыгодный   все так однозначно, если не   брать случаи вымогательства взятки, а   бормотать (про себя) именно о   попытке с   помощью взятки решить какие-то свои задачи.


Не подлежит сомн, должностное лицо, берущее взятки, предает интересы службы. Но   часто мотивом является простое человеческое характер   — алчность, корысть, когда чиновник не   устоял перед получением денежного вознаграждения. В   свою участок взяткодатель для лоббирования своих интересов не   чурается любых способов, в   волюм числе и   дачи взятки. Взяточничество не   может быть одностороннее. Всегда кто такой-то дает, а   кто-то получает. Но   при этом взяткодатель, передав взятку, решив экий-то свой вопрос (при этом со   стороны чиновника действия могли вестись законными), затем заявляет о   даче взятки и   освобождается от   уголовной ответственности. Известны данные, когда одно и   то   же лицо освобождалось от   уголовной ответственности по мнению   указанному основанию не   единожды. Так кто в   таком случае более опасен в целях общественных интересов? Условный   — врач, директор предприятия, который мог 30 парение жить честно, а   затем раз оступиться, возможно, вследствие стечения обстоятельств (существенность дорогостоящей операции близкому родственнику и   т.п.), или частное лицо, которое не один раз дает взятки и   затем не   несет ответственности?


Я   не   призываю жалеть и   оправдывать должностных лиц в   описанной ситуации, а   предлагаю внести «зеркальное» примечание об   освобождении ото   уголовной ответственности лица, которое получило взятку, но   до   выявления сего заявило о   содеянном и   помогло изобличить взяткодателя. Возможно, это должно сопровождаться увольнением, запретом получи   занятие госдолжностей и   т.п. Почему   бы не   бороться с   коррупцией с   двух сторон?!


Подытоживая, желательно   бы отметить, что государство принимает значительные меры по   борьбе с   коррупцией, же   хотелось   бы, что принятию важных актов законодательства предшествовала надлежащая проработка с   привлечением (как) будто можно большего круга экспертов и   заинтересованных лиц, а   принцип партнерства государства с   бизнесом, гражданским обществом был малограмотный   номинальным, а   фактическим и   нормы права в   равной степени касались как частных юридических лиц, круглым счетом и   государственных органов.



Мнение автора может не   совпадать с   позицией редакции


 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Обсуждение закрыто.