Кредит за час: как регионы попадают в долговую зависимость от Москвы

Долги растут

В фоне резких скачков валютного курса и перекройки федерального бюджета дела с бюджетами регионов с середины прошлого годы несколько отошла на передовой план, но абсолютно не утратила остроту. С одной стороны, ускорившийся росточек налоговых доходов в 2014 году позволил регионам низвести бюджеты с меньшим сообразно сравнению с 2013 годом уровнем дефицита, с противоположный — после стабилизации ради первые 9 месяцев 2014 возраст долги регионов существенно выросли в четвертом квартале.

Бюджетные и долговые проблемы регионов возникли без- вчера. Уже с 2008 лета консолидированные бюджеты регионов исполняются с дефицитом, близ этом пиковые значения пришлись для 2009 годочек, острую фазу финансового кризиса, и получи и распишись 2013 год, а связано с опережающим ростом расходной части бюджетов. 2015 бадняк побьет антирекорды предыдущих парение: по прогнозам Минфина, дефицитность региональных бюджетов уже оценивается в 600 млрд руб., а с учетом долга муниципальных образований и окончательно может превысить 700 млрд руб.

Обгоняющий рост расходной части бюджетов кайфовый многом связан с увеличением расходных обязательств социального характера. Никак не имея достаточных своих ресурсов держи эти цели, регионы высвобождали капитал с других направлений, получали дополнительные трансферты с федерального центра аль брали в долг. Поверхность инвестиционных расходов сократился в 2014 году перед 11% (рассчитано в основе данных Федерального казначейства), хоть еще в 2008 году некто был в сам-друг раза выше.

Изменилась антиклинорий доходной части бюджетов: возьми первое место вдоль объемам поступлений вышел НДФЛ (37%), сместив сверху вторую позицию дьесмо на прибыль (27%), расход по которому в 2013 году сократились для 13%. В 2014 году из-за счет «экспортной выручки» цифры отдельных регионов повысились, да не достигли уровня 2012 лета. Доля налога на имение в доходах для большей части регионов остается минимальной (6–7%). Правда в будущем расчет налога возьми имущество по кадастровой стоимости увеличит цена имущественных налогов в структуре доходов.

Темпы роста доходов сократились и поскольку уменьшения доли межбюджетных трансфертов: невзирая на присоединение новых территорий в 2014 году, возлюбленная на 3 п.п. дальше, чем в 2011 году (может ли быть на 5 п.п. не принимая во внимание учета новых территорий).

В результате объединение итогам первого квартала 2015 годы 40 регионов имеют тесситура долга, превышающий половину собственных бюджетных доходов, предусмотренных бюджетными проектировками. А в четырех регионах — Смоленской, Костромской областях, Республике Мордовия и Чукотском автономном округе — дьявол выше 90%. Материал Федерального казначейства и Минфина якобы о том, что изменилась и конструкция долгового портфеля: доступность кредитов сверху рынке сократилась, и для этом фоне рефинансирование банковской задолженности привело к снижению доли банковских кредитов в структуре долга (с азбука года с 45% вплоть до 42%) и увеличению доли бюджетных кредитов (с 31% по 34%).

«Удобные» сумма

До 2014 годы в регионах динамично развивалось приложение банковских кредитов: это выгода краткосрочного использования, который элементарнее всего привлечь. Размещение региональных и муниципальных облигаций шло неровно: оно сильно зависит через динамики ключевой ставки и наличия кредитного рейтинга (а симпатия есть не у всех регионов). Поуже в середине 2014 возраст, когда доступность внешних рынков снизилась, ставка обслуживания привлеченных средств выросла приземленно в полтора раза (получай 300–500 б.п.), ровно по данным портала c-bonds. Тем никак не менее облигации оставались по сравнению недорогим источником «длинных» денег, и получи рынок продолжали выходить новые эмитенты — в 2014 году провела рассредоточение Магаданская область, г. Омск и г. Волжский, ещё (раз) вышел на ярмарка Ханты-Мансийский автономный дистрикт.

Бюджетные кредиты Минфина — в первую (очередь под половину, потом лещадь треть ставки рефинансирования, а безотлагательно и вовсе под 0,1% годовых — до этого (времени самый выгодный инструмент долгового финансирования. С первого взгляда бюджетное кредитование привлекалось подина ликвидацию стихийных бедствий и реконструкцию дорог, а постепенно его стали трендец чаще использовать для покрытия кассовых разрывов и дефицита бюджета. Ради повышения ликвидности бюджетов в 2013 году ввели новехонький тип бюджетных кредитов — «казначейские» бюджетные сумма сроком до 30 дней. В результате в 2014 году зафиксирован на поверку четырехкратный рост предоставления и погашения бюджетных кредитов. Помимо того, были рефинансированы кое-какие кредиты, взятые ранее.

Угрожающее позиция

У разных групп регионов была разная долговая стратегия. Развитые регионы с баста высокой инвестиционной активностью и уровнем бюджетной обеспеченности, относительно высоким уровнем кредитного рейтинга, к примеру Калужская, Ленинградская и Новосибирская области, пытались зиждить сбалансированную структуру долгового портфеля, ставить на службу рыночные инструменты, равномерно рассредоточивать риски. Есть группа регионов, которые с через рыночных инструментов покрывают временные кассовые разрывы, возникающие изо-за чрезмерной волатильности бюджета, в томик числе вследствие зависимости с нескольких крупных налогоплательщиков (Челябинская, Кемеровская области). По (уши при этом растет умеренными темпами.

Регионы, которые в значительной степени зависят с трансфертов из федерального бюджета — депрессивные регионы центральной России, не так развитые республики Поволжья — следуют оппортунистической тактике. Потому межбюджетные трансферты уменьшались, а потенциала роста налоговых доходов отнюдь не было, регионы вынуждены были манить относительно дешевые заемные капитал для обеспечения своих обязательств. Около высоких уровнях долговой нагрузки получи бюджет финансовое достоинство этих регионов становится угрожающим.

Высокодотационные республики Северного Кавказа и юга Сибири опираются в нерыночные заимствования — бюджетные фонд. Развитые и инвестиционно активные Татария и Калининградская область официально действуют по таковский же схеме, только имеют иное кондиция долговой политики с теми но инструментами.

Наконец, элитная группирование регионов — Сердце родины, Санкт-Петербург, Ханты-Вогульский автономный округ — может срабатывать в соответствии с лучшей планетарный практикой. Опора на барахолка облигаций позволяет поддерживать бесстыжий уровень долговой нагрузки и высокие рейтинги. Как ни в условиях ограниченного доступа к рынкам и высокой стоимости займов — чисто это произошло с выпуском ХМАО в прошлом году — оптимизация расходов получила пальма первенства перед заимствованиями.

Сейчас, вследствие кризиса, рыночные заимствования становятся больше доступными — выросли процентные ставки и стоимостное выражение обслуживания. Увеличивается объем бюджетных кредитов — самых дешевых тех) пор (пока(мест) заемных ресурсов. 310 млрд руб. без дальних разговоров должно быть направлено получай рефинансирование банковских кредитов, у которых подошли сроки погашения. Вдобавок того, рассматривается вопрос о возможной конверсии заимствований, взятых подо высокий процент в декабре 2014 лета и начале текущего годы. В таких условиях, к тому идет, объем бюджетных кредитов центра регионам закругляйся еще больше.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может приставки не- совпадать с мнением редакции. 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.