Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by
Нaциoнaльный бaнк зaявил, чтo к 2021 гoду плaнируeт пeрeйти нa нoвый мoнeтaрный рeжим упрaвлeния инфляциeй. Рядом этoм рeгулятoр сдeлaл важную оговорку, от которой зависит не только лишь монетарный режим, но и независимость Нацбанка.
Фото: Александра Квиткевич, TUT.BYПо следам развитых стран
Суброгация на новый режим управления инфляцией Нацбанк анонсировал на прошлой неделе в ходе международного форума, посвященного повышению доверия к белорусскому рублю.
Напомним, в 2015 году, с тем чтобы снизить инфляцию до однозначных величин, Нацбанк перешел на режим монетарного таргетирования. Его существо сводится к тому, что регулятор пытается достичь запланированных целей по инфляции, управляя денежной валом.
Благодаря этому монетарному режиму Нацбанку удалось снизить инфляцию до однозначных величин. Что ни говорите этого центральному банку мало.
В 2021 году регулятор планирует перейти получи и распишись более продвинутый монетарный режим — режим таргетирования инфляции, который подразумевает, какими судьбами цель по инфляции достигается за счет управления инфляционными ожиданиями.
«Инфляционное таргетирование является как никогда адаптивным режимом денежно-кредитной политики, доказавшим свою эффективность в обеспечении низкой и предсказуемой инфляции ровно в развитых, так и в развивающихся странах на протяжении более чем 25 лет», — заявил замена председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц, выступая на международном форуме.
К слову, соседи Беларуси сделано довольно давно используют режим таргетирования инфляции: Польша — около 20 парение, Россия — с 2014 года.
«Если будет принято соответствующее законодательство, режим таргетирования инфляции у нас может пофигарить функционировать с 2021 года», — сказал журналистам председатель правления Павел Каллаур.
О каком законодательстве пусть будет так речь?
Уже довольно давно подготовлены изменения в Банковский кодекс, которые предполагают предостаточно существенные изменения, повышающие как независимость, так и ответственность Нацбанка. В частности, планируется вписать норму, что в случае невыполнения среднесрочной цели по инфляции (на протяжении трех планирование) руководство Нацбанка может быть отправлено в отставку.
А чтобы у регулятора была реальность выполнить цель по инфляции, Нацбанк просит себе больше полномочий. В частности, главнейший банк предлагает предоставить ему право обнародовать прогноз изменения основных экономических индикаторов и тем самым воздействовать на ожидания предприятий и населения.
Сейчас у Нацбанка таких полномочий нет. В стране утверждается праздничный прогноз социально-экономического развития, а фактически — план, который необходимо выполнить правительству. И ни Водан орган госуправления пока не имеет полномочий ставить под сомнение доступность этого официального прогноза, хотя сбывается он крайне редко.
Какие вторично полномочия может получить Нацбанк?
Сейчас Основные направления денежно-кредитной политики утверждаются главой государства, а Нацбанк планирует продать содержание этого документа и просит полномочий, чтобы принимать ОНДКП самостоятельно. В тот же миг регулятору приходится согласовывать этот документ с другими госорганами.
Станет ли белорусский Нацбанк похож получай польский?
Тема внедрения в Беларуси режима таргетирования инфляции поднималась на прошлой неделе безвыгодный только на упомянутом форуме, который организовал Нацбанк, но и в ходе «Кастрычнiцкага эканамічнага форума».
«Ключевым фактором успешного внедрения режима таргетирования инфляции у нас из этого следует то, что у Нацбанка была независимость. В 1997-м была принята новая Стать Польши, которая закрепила полную автономию нашего центрального банка», — заявил держи форуме советник президента Национального банка Польши Анджей Рачко.
Белорусский Нацбанк такого типа независимости не имеет, но может ее получить, если будут приняты перечисленные больше изменения в Банковский кодекс, считают эксперты.
«С учетом того, что финансовая неустойчивость стала для страны крайне важна, странно отказывать Нацбанку в предоставлении дополнительных полномочий, необходимых исполнение) ее обеспечения», — отметил в комментарии для БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александрушка Чубрик.
Другие эксперты также считают, что вероятность предоставления Нацбанку дополнительных полномочий и последующего перехода в режим таргетирования инфляции высока.
«Денежные власти идут к этому уже изрядно лет, подготовлены нормативные акты, поэтому, наверное, определенный консенсус на государственном уровне после данному вопросу достигнут», — отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сослуживец Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук.
Тем не не так, последние месяцы показали, что помыслы административно, во что бы ведь ни стало обеспечить сиюминутный экономический рост в кабинетах власти возникают.
«Переход получи режим таргетирования инфляция и повышение степени независимости Нацбанка будут свидетельствовать о томишко, что финансовая стабильность для властей все же важнее, чем срочный экономический рост», — считает Крук.
Кстати, весьма символично, что после долгих дискуссий в официальном уровне на прошлой неделе был утвержден правительственный прогноз роста ВВП получай будущий год, а не тот, о котором говорили сторонники стимулирования экономики.
Экономисты полагают, какими судьбами отказ от курса по обеспечению финансовой стабильности чреват крайне негативными последствиями к страны.
«Беларусь три четверти платежей по госдолгу сейчас рефинансирует. Библиография рефинансирования долга, учитывая сложные отношения с восточным соседом, у нас в основном нероссийские. В случае разворота монетарной политики автор этих строк рискуем получить значимое удорожание стоимости финансовых ресурсов», — подчеркивает Чубрик.
В таких условиях, продолжил симпатия, крайне важно продолжать нынешнюю денежно-кредитную политику, которая позволяет снабжать финансовую стабильность.
Похоже, власти это понимают, и после выборов, наверное, Нацбанк получит высокую автономию, которая позволит ему переступить на режим таргетирования инфляции.