Макей о «плане Б», углубленной интеграции, Кастусе Калиновском и Илоне Маске

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Пoчeму бeлoрусскaя стoрoнa нe   рaсскaзывaeт, чтo сoдeржится в   прoeктe прoгрaммы интeгрaции с   Рoссиeй? Eсть   ли у   бeлoрусскoгo прaвитeльствa «плaн Б» нa   случaй, eсли Рoссия oткaжeт в   финaнсoвoй пoмoщи? Пoчeму Бeлaрусь нe   нaстoялa нa   пeрeнoсe oстaнкoв Кaлинoвскoгo? Кaкиe прeдлoжeния (министерство дeлaл Илoну Мaску?


Oб   этoм и   мнoгoм другoм глaвa МИД Бeлaруси Влaдимир Мaкeй   рaсскaзaл вo врeмя дaвнo oбeщaннoгo бoльшoгo рaзгoвoрa журнaлистaм   пяти нeзaвисимыx СМИ   — TUT.BY, БeлaПAН, «Рaдыё Свaбoдa», «Eўрaрaдыё» і «Нaшaй Нівы».




Прo «глубoкую интeгрaцию», «нeприeмлeмыe прeдлoжeния» и   aктуaльныe прoблeмы с   Рoссиeй

—   Учoрa МЗС у   Facebook aпублікaвaлa пoст прa кaнсультaцыі пaміж бeлaрускім МЗС і МЗС Рaсіі з   нaгoды ўзaeмaдaчынeнняў з   ЗШA і Кaнaдaй. Скaжыцe, гэтa былo звязaнa з інцыдэнтaм у Мінску з   зaтрымaннeм рaсійскaй грaмaдзянкі Гaнны Бaгaчoвaй?


—   У   МЗС існуe прaгрaмa пa ўзaeмaдзeянні пa   пытaнняx знeшняй пaлітыкі з   МЗС Рaсіі, і ў гэтaй прaгрaмe aдлюстрaвaныя ўсe мeрaпрыeмствы, якія пишущий эти строки   плaнуeм прaвoдзіць у   бліжэйшыя двa гaды. І тaм і кaнсультaцыі, і рoзныя мeрaпрыeмствы, як, нaпрыклaд, aдкрыццё выстaвы Грaмыкі (Aндрэй Грaмыкa, 1909−1989,   — беларус, савецкі дзяржаўны дзеяч і дыпламат, які бери   працягу 28 гадоў займаў пасаду міністра замежных спраў СССР. —   TUT.BY). І гэта абсалютна нармальныя планавыя кансультацыі, якія рэгулярна праводзяцца паміж нашымі краінамі ведь ў Мінску, то ў Маскве. Нічога звязанага з   дадзеным выпадкам тут няма.


—   Але чаму Беларусь мае абмяркоўваць сваю знешнюю палітыку з   Расіяй?


—   Наша сестра   не   абмяркоўваем знешнюю палітыку з   прадстаўнікамі Расійскай Федэрацыі. Мы   выказваем собственный пункт гледжання, сваю думку на сітуацыю ў нашым рэгіёне, пра нашы адносіны з   пирушка ці іншай дзяржавай. Гэта нармальна, такія аналагічныя кансультацыі мы   праводзім з   шэрагам іншых краін, у   тым ліку з   краінамі Еўразвязу.


—   Аляксей Венедыктаў пасля вячэры з   вамі напісаў, што, апроч эканамічных кансультацый движение   пытаннях паглыблення інтэграцыі, ідуць палітычныя кансультацыі і ў гэтым задзейнічаныя 11 структур. І, маўляў, палітычныя надбудовы прапануюцца нават большыя, чым у Еўразвязе. Таму пытанне как же   вас: ці ідуць такія палітычныя кансультацыі, што там абмяркоўваецца і што нам пагражае ў такім выпадку?


—   Отнюдь не   бачыў, што там напісаў Венедыктаў, і здзіўлены, што ён   так пракаментаваў нашу размову, нашу сумесную вячэру, якая была вельмі цікавая, канструктыўная, ён   вельмі шмат цікавага расказаў пра сітуацыю ў Расіі, пра розныя погляды і меркаванні, у   тым ліку і ў адносінах а как же   палітыкі ў Беларусі.


Адразу хачу сказаць, што ніякіх палітычных кансультацый, якія маюць дачыненне ладно   нашай так званай паглыбленай інтэграцыі з   Расіяй, не   вядзецца і не   плануецца весці. Ідзе размова аб   больш паглыбленай эканамічнай інтэграцыі паміж нашымі дзяржавамі ў шэрагу сфер, шэрагу цікавых с целью нас сфер, якія сапраўды маюць значэнне для эканамічнага развіцця нашай дзяржавы. Таму больш, чым сказаць, што ніякіх палітычных кансультацый неважный (=маловажный)   вядзецца, я   не   магу нічога заявіць.


—   В интервью РБК вы   говорили, почему в   программу предлагалось включить «неприемлемые для Беларуси положения», и   все предположили, что такое? это касается именно политического компонента этих переговоров. И   все-таки, словно это за   спорные положения были, которые не   устроили Беларусь? Изо   каких сфер?


—   На   начальном этапе, я   говорил в   интервью РБК, содержались предложения о   создании неких наднациональных структур, подобно как, конечно   же, связано с   политической составляющей более углубленной интеграции между Беларусью и   Россией. Же   я   упомянул о   том, что на   встрече президентов в   июле этого года в   Санкт-Петербурге были обсуждены шабаш предложения обеих сторон и   однозначно была признана президентами нецелесообразность работы по-над этими предложениями, которые содержат определенную политическую составляющую.


Нет смысла побеседовать с кем по душе сейчас, например, о   создании единого Центрального банка, что является венцом экономической интеграции, разве что мы   не   достигли нормального уровня экономического сотрудничества на   данном этапе. Лупить ряд актуальных проблем, которые решать надо сейчас, а   не   строить первым (делом крышу, а   потом думать, как подвести под эту крышу фундамент. Нуждаться сначала возвести фундамент, затем стены, а   затем уже строить крышу. Вишь в   чем логика суждения белорусской стороны.


Действительно, на   начальном этапе, я   манером) понимаю, представители среднего звена российских министерств внесли определенные предложения, которые были в полной мере неприемлемы для белорусской стороны и   расходились с   нашим пониманием более глубокой интеграции в кругу нашими государствами. Поэтому мы   однозначно заявили, что для нас сие неприемлемо, и   президентами Беларуси и   России такая позиция была поддержана. И   было традиция решение сосредоточиться на   вопросах более глубокой экономической интеграции, что находится ничуть в   наших интересах.


—   Как вы   считаете, может быть, для избежания кривотолков стоит только до   подписания обнародовать основной пакет документов и   основной документ, который должны подписывать?


—   Знаете, кушать разные точки зрения на   сей счет. Сейчас ведется работа по-над «дорожными картами», надо посмотреть, что в   конечном итоге вырисуется к   концу ноября   — началу декабря, временами мы   будем отмечать 20-летие Союзного государства и   когда планируется схождение президентов Беларуси и   России. На   этой встрече будет обсуждена ситуация с   подготовкой сих «дорожных карт». Поэтому смысла сейчас публиковать рабочие документы, я   думаю, кого и след простыл. На   встрече президентов будет принято решение, как проинформировать о   той работе, которая положено сейчас по   более глубокой экономической интеграции между Беларусью и   Россией в   рамках Союзного государства.


—   Возвращаясь к   вопросу о   наднациональных органах, о   создании которых говорила РФ, хочется уточнить: помимо создания единого Нацбанка, о   каких еще органах шла кр и   почему российская сторона так легко отказалась от   этой идеи?


—   Пока раз повторю: предложения были сделаны представителями [российских министерств] на   каком-ведь среднем уровне, их   вынесли на   рассмотрение глав государств, но   сии идеи, предложения были обсуждены еще до   встречи глав государств получи   уровне правительств. И   мы   договорились о   том, что все предложения, которые направлены нате   более глубокую интеграцию между Беларусью и   Россией, должны основываться на   Договоре о   Союзном государстве, каковой был заключен почти 20 лет назад. Не   надо изобретать новые идеи, новые предложения, надлежит просто взять положения того договора и   посмотреть, что сделано, а   что вышел. Проект программы и   «дорожные карты» базируются только лишь на   положениях того договора 20-летней давности. Читайте мировая.


—   Но   там и   про единую Конституцию написано.


—   Тогда да, планировалось. Я   даже если помню, что Павел Павлович Бородин (в   2000—2011 годах Госсекретарь Союзного государства. —   TUT.BY) разработал вариант Конституционного акта, но   потом стороны договорились, что нет смысла возобновлять работу над этой идеей, потому что сначала надо обеспечить правильный уровень экономической интеграции.




—   В   рамках этой углубленной экономической интеграции будут созданы какие-ведь новые органы?


—   Многие вопросы могут рассматриваться на   коллегиях министерств, которые пока что существуют. Возможно, какие-то новые органы могут создаваться, но   не раздумывая существует достаточно много институциональных механизмов, которые позволяют нормально взаимодействовать Беларуси и   России.


—   В статье «Коммерсанта» говорок шла о   едином энергорегуляторе. Что это за   орган такой?


—   Мы   навсегда говорили: мы   заинтересованы в   том, чтобы были близкие или даже одного сукна епанча условия для субъектов хозяйствования, поэтому мы   всегда говорили о   едином рынке нефти и   газа, о   едином рынке электроэнергии, словно позволило   бы белорусской продукции конкурировать с   российской продукцией.


—   То   есть такого рода орган   — единый энергорегулятор   — будет создан?


—   Я   не   могу сейчас точно изречь, содержится   ли в   программе этот вопрос. Это не   в   сфере компетенции Министерства иностранных дел.


—   Усё   ж у   людзей застаецца ўражанне, што нейкія важныя пытанні абмяркоўваюць вне іх удзелу. Калі ў 1999 годзе быў праект Саюзнай дзяржавы, ён   быў апублікаваны. Людзей унутры Беларусі хвалюе тое, што адбываецца. І гэта стварае глебу во (избежание маніпуляцый, падагравае сітуацыю, мы   чытаем тое, што публікуе «Камерсант». Чаму ўсё   ж такі няма жадання гэтыя дакументы апублікаваць і азнаёміць з імі людзей? І ці ўпэўнены вас, што людзі пагодзяцца з   гэтым варыянтам, які распрацаваны ўладай?


—   Не   сказаў   бы, што людзі таково ужо хвалююцца наконт таго, якія будуць прынятыя ў бліжэйшы час дакументы больш глыбокай эканамічнай інтэграцыі паміж Беларуссю і Расіяй. Я   таксама сустракаюся з   людзьмі і бачу: галоўнае, што іх хвалюе,   — гэта каб былі праца, добры заробак і гэтак далей. Пэўныя колы ў Беларусі, вядома, хвалюе гэта пытанне. Але яшчэ один раз хацеў   бы падкрэсліць, што публікаваць нейкія праекты дакументаў ці напрацоўкі одновременно немэтазгодна. Давайце пачакаем да   пачатку снежня, калі адбудзецца сустрэча і будуць прынятыя канкрэтныя рашэнні движение ўсіх пытаннях.


Я   нават не   упэўнены, што зараз нашы міністэрствы змогуць рэалізаваць усе мероприятия, якія адлюстраваны ў праекце праграмы паглыбленай інтэграцыі.


Я   не   бачу нейкіх небяспек во (избежание Беларусі, бо ўжо шмат разоў было заяўлена: не   трэба баяцца, што хтосьці будзе здаваць суверэнітэт ці хтосьці будзе прадаваць яго, гэта немагчыма.


—   Але гэта толькі абяцанні.


—   Яшчэ один раз падкрэсліваю: усё, што робіцца, робіцца ў адпаведнасці з   нацыянальнымі інтарэсамі нашай краіны. І я   малограмотный   разумею, як   мог   бы першы прэзідэнт краіны, які стварыў гэтую незалежную дзяржаву, можа прадаць гэтую незалежнасць. Гэта абсалютна немагчыма. Кім   бы ён   тады ўвайшоў у гісторыю? Акрамя таго, гэта немагчыма, потому что, як   сказаў прэзідэнт, у   нас грамадства ўжо зусім іншае, чым было 20−30 гадоў отдавать, калі толькі-толькі звалілася на   нас гэта незалежнасць. Нарадзілася новае пакаленне, якое отнюдь не   бачыць сябе ў іншай дзяржаве, яны бачаць сябе ў суверэннай Беларусі. Я   бачу гэта сверху   прыкладзе свайго 10-гадовага сына, які ведае, што ёсць незалежная Беларусь, у   якой ён   вучыцца і плануе жыць.


—   Таким (образом, может быть, никакого проекта программы нет? Нет в   ней конкретных предложений, которые имеется возможность озвучить общественности? Поэтому российская сторона так легко спекулирует на   этой теме. Может бытовать, белорусской стороне нечего показать общественности?


—   Почему   же? Есть что спрятать. Но   я   не понимаю, почему уделяем такое большое внимание этим вопросам, разве четко сказано, что никакой политической составляющей в   этой программе нет. (за)грызть планы заниматься выработкой согласованных, гармонизированных, где-то единых правил в   экономических сферах: промышленной, аграрной, таможенной, правил обмена информацией о   передвижении товаров в области   территории наших государств, что очень немаловажно, потому что очень большой «серого» импорта приходит на   наш общий рынок, в   том числе с   востока.


И   по какой причине самое главное   — всеми этими вопросами, которые отражены в   этой программе, автор этих строк   занимаемся в   рамках Евразийского экономического союза. Это почему-то не   вызывает дрянный настороженности. Мы   там работаем в   рамках пяти государств, но, к   сожалению, действие по   некоторым вопросам там идет ни   шатко, ни   валко, после   некоторым вопросам работа могла   бы идти намного быстрее. Поэтому так, что теперь принято решение ускорить эти процессы в   рамках «двойки»,   — что-то около это нормальное явление, мы   в   любом случае придем к   этому в   рамках «пятерки». Хотя   если это будет быстрее, если это выгодно для экономики Беларуси, так   зачем отказываться от   этого?


—   И   последний вопрос об   интеграции. Вы   маловыгодный   раз повторяли, что прежде, чем говорить об   углубленной интеграции, желательно решить все актуальные проблемы с   российской стороной, а   это цены на   мальта, цены на   газ, налоговый маневр и   так далее. То   есть если только эти моменты не   будут решены до   декабря, то   белорусская аверс готова не   подписать договор об   интеграции?


—   Я   не   могу сейчас конкретно говорить, готова или не   готова. Но   логика наших действий такова: заранее чем говорить о   каком-то венце интеграции, каких-то стратегических целях, ближних может ли быть среднесрочных, мы   должны решить актуальные вопросы, а   это цены на   петролеум, на   газ, налоговый маневр и   проблемы с   поставками сельскохозяйственной, промышленной продукции. И   в ту же минуту обе стороны занимаются этими вопросами.


—   Хорошо, ну   вот к   декабрю сии вопросы не   решены. Что будет делать белорусская сторона?


—   Не   могу ничегошеньки сказать, ведь это гипотетически. Поставлена задача найти развязку этим вопросам, следовательно давайте подождем.


—   Почти год назад Минск заявил, что соглашение о   взаимном признании виз с   Россией еще готово и   остались только внутригосударственные процедуры. Почему мы   так тянем с   подписанием? Сие соглашение ведь выгодно нам. Или мы   увязываем этот вопрос с   интеграцией?


—   С   интеграцией таковой вопрос не   связан. Этот вопрос находится в   нашей повестке дня, и   ты да я   анализируем положения этого соглашения. Думаю, будем обсуждать с   нашими российскими коллегами.


—   Бесцельно что не   так с   соглашением? Почему мы   его не   подписываем, в случае если оно готово?


—   Оно готово, но, честно говоря, мы   хотели   бы п на   него более внимательно: в   нем сохраняется возможность контроля граждан третьих стран нате   совместной белорусско-российской границе, что не   совсем устраивает белорусскую сторону. Почему мы   занимаемся работой над этим соглашением.




Про проект интеграции   — точь в точь способ укрепить независимость Беларуси

—   А   можаце адказаць мне на   простае пытанне як   прадстаўніку пакалення, пра якое вас   гаварылі. Дамова [аб Саюзнай дзяржаве] падпісана 20 год таму, вслед за   гэты час выраслі пакаленні, напрыклад маё, выраслі тыя, каму тады было 18 година. Навошта нам Саюзная дзяржава ў прынцыпе? Ізраіль з   ЗША саюзнікі, але яны далеко не   маюць Саюзнай дзяржавы і пры гэтым могуць дамаўляцца пра тое, што вас   кажаце. Можа, нам увогуле трэба падумаць над тым, каб адмовіцца тарарам   нейкіх квазіпалітычных саюзаў з   Расіяй? І дамаўляцца не ў рамках нейкіх канструкцый Саюзнай дзяржавы, а   проста як   суседзям?


—   Існуюць адпаведныя міжнародныя пагадненні, якія наша сестра   выконваем, і гэта нармальна. Калі грамадства палічыць немэтазгодным існаванне таго ці іншага пагаднення, яно можа паставіць гэта пытанне перад кіраўніцтвам дзяржавы. Кіраўніцтва нашай дзяржавы, як і какой угодно іншай, улічвае грамадскую думку, і будзе прынята адпаведнае рашэнне. Калі сапраўды большасць людзей палічаць гэта немэтазгодным, такое пытанне можа быць узнята і пастаўлена перад уладай.


—   Якім чынам грамадскасць можа паставіць гэтае пытанне перад уладай?


—   Існуюць адпаведныя заканадаўчыя моманты, якія дазваляюць падрыхтаваць адпаведныя петыцыі, накіраваць звароты і вынесці пытанне держи   рэферэндум і гэтак далей. Але, наколькі мне вядома, зараз усе апытанні, якія праводзяцца нават незалежнымі кампаніямі, гавораць аб   тым, што даволі вялікая колькасць грамадзян выказваюцца вслед   тое, каб у   нас былі цесныя адносіны з   Расійскай Федэрацыяй. Павялічваецца колькасць грамадзян, якія выказваюцца вслед за   тое, каб у   нас былі цесныя адносіны і з   Расіяй, і з Еўразвязам, і гэта нармальна.


—   Ваш брат   кажаце, што не   разумееце, чаму людзі так хвалююцца з   нагоды інтэграцыі. Але людзі таксама безвыгодный   разумеюць. З-за таго стварылася грамадзянская кампанія «Свежы вецер», з-за таго ў Facebook людзі получай   аватаркі прышпільваюць хэштэг «Я   за   незалежнасць»: людзі хвалююцца за   незалежнасць. Быў у   нас старшыня Нацбанка, які, калі казаў, што павышэння курса долара безграмотный   будзе, людзі адразу кідаліся бегчы ў абменнікі, бо   ведалі: значыць, будзе. Вось ваша милость   можаце даць слова Макея, што незалежнасці нічога не   пагражае?


—   Нате   сваім узроўні я   магу далучыцца да   гэтай кампаніі ў Facebook, дарэчы, дайце ми, я   таксама пастаўлю свой подпіс пад незалежнасцю. Ёсць інстытуты ў нашай дзяржаве, якія могуць гарантаваць бардак імя дзяржавы тыя ці іншыя моманты, таму вы   звяртаецеся без-   па   адрасе. Але яшчэ раз падкрэсліваю: вельмі многа разоў кіраўнік дзяржавы падкрэсліваў, што ніхто маловыгодный   збіраецца здаваць незалежнасць і суверэнітэт. Як   бы   гэта многа ні каштавала для того нашай краіны.


—   На «Мінскім дыялогу» ішла размова аб   тым, што парушана ўся сістэма бяспекі ва ўсім свеце і ў нашым рэгіёне. У   гэтым свеце як   ваша милость   ацэньваеце перспектывы Беларусі захаваць сваю незалежнасць і якія небяспекі для гэтай незалежнасці рэальныя?


—   Сітуацыя, якая існуе сёння, нясе пагрозы в (видах Беларусі. У   першую чаргу з   эканамічнага пункту погляду. Мы   сёння нясём страты з-из-за таго, што знаходзімся паміж двума агнямі – Еўразвязам і Расіяй, якія ўвялі супраць адзін аднаго санкцыі. Таму галоўнай небяспекай во (избежание нас з’яўляецца эканамічная небяспека. Яшчэ адна   — унутраная небяспека, таму трэба зрабіць усё, каб забяспечыць нармальнае эканамічнае развіццё нашай краіны, возьми   што, дарэчы, накіраваны праект паглыбленай інтэграцыі з   Расіяй.




—   Праект паглыбленай інтэграцыі з   Расіяй працуе фактычна в ўмацаванне незалежнасці?


—   Я   сказаў тое, што сказаў. Я лічу, што любыя крокі, любыя дзеянні, якія будуць садзейнічаць эканамічнаму развіццю Беларусі, таксама будуць получи   карысць умацавання нашай незалежнасці і суверэнітэту.


—   Беларусь, об   этом и   вы, и   начальник государства говорили не   раз, экономически достаточно зависима от   России. И   коль (скоро) допустить ситуацию, что отношения Беларуси и   России обострятся, в   том числе, как мне видится, из-за углубленной интеграции, и   Россия сможет повлиять на   наше экономическое сословие, есть   ли у   белорусского правительства какой-то запасной план? Какие-так альтернативные поставки энергоносителей или альтернативные выходы на   другие рынки сбыта? Можем   ли я   обеспечить себе выход из   экономической зависимости от   этой страны?


—   (само собой) разумеется, действительно, мы   в   экономическом плане зависимы от   России, это много разочек признавалось. Но   я   не думаю, что в   интересах России сделать так, так чтоб Беларусь оказалась на   грани экономического краха. Да, между нами существуют определенные текущие актуальные проблемы, только   важно, что поддерживается диалог по   этим проблемам и   предпринимаются попытки принять решение эти проблемы, найти компромисс. Что касается предположения, что такая обсад случится, и   «плана Б», то   думаю, что руководство любого государства необходимо думать о   возможных вариантах, когда может затормозиться развитие экономики.


На   нашей памяти планетарный финансовый кризис 2008 года, и   мы   видим, что зависимость от   одного источника неважный (=маловажный)   способствует тому, чтобы государство нормально выходило из   мировых кризисов.


Не больше и не меньше поэтому на   каком-то этапе и   было принято решение руководства государства о   книга, чтобы уйти от   монозависимости и   диверсифицировать нашу экономику и   внешнеэкономическую деятельность, нежели мы   сейчас и   занимаемся.


Поставлена задача по   распределению экспорта на   одну третья часть между рынками ЕАЭС, на   одну треть между рынками ЕС, получи и распишись   одну треть   — между странами дальней дуги. Какие-то подвижки кушать, но   скажу откровенно: до   этой цели еще шагать и   шагать. Тест в   том, чтобы уйти от   зависимости от   одной страны и   наладить нормальные сбалансированные связи и   с   другими странами, чем мы   сейчас и   занимаемся, развивая отношения и   с   ЕС, и   с   США.


Насчет упрощение визового режима, смертную казнь и   визиты Лукашенко в   ЕС


Фото: European Union

—   А уже что-л. делает сорвался визит Федерики Могерини в   Минск. То, как объясняли это высшие должностные лица, важно достаточно неубедительно. Высказывались предположения, что на   этой встрече Минск хотел уговорить соглашение об   упрощении визового режима, а   Евросоюз на   это не   чтоб я тебя не видел. Это правда или нет? И   где сейчас контрольная точка подписания соглашения, нате   какой стадии?


—   Отмена визита Могерини не   связана с   возможностью или невозможностью подписания соглашения об   упрощении визового режима в обществе Беларусью и   ЕС. Так получилось, что эта идея о   проведении встречи высокого уровня в   Беларуси была озвучена в   феврале сего года, затем мы   обсуждали это в   мае в   Брюсселе. Но, к   сожалению, малограмотный   хочу их   критиковать, но   наши европейские партнеры запоздали с   предложением конкретных дат. И   при случае мы   получили конкретную информацию   — это было в   сентябре,   — графики уже были сверстаны и   в   руководстве государства, и   в   Государственный департамент) (иностранных дел. И   случились накладки и   в   связи с   проведением Форума регионов Беларуси и   Украины, и   форума «Минский диалог». Наша сестра   объяснили нашим партнерам, что нет возможности провести полноценную встречу, и   было традиция решение перенести   ее. Когда она пройдет, я   сейчас сказать не   могу.


Никакого подписания соглашений соответственно   упрощению визового режима и   реадмиссии в   ходе визита Могерини не   планировалось. Из-за этого что Европейский союз еще не   выполнил все внутренние процедуры и   формальности, связанные с   подписанием. Наша хуй чиста: мы   готовы подписывать соглашения, сделать так, чтобы для наших граждан визы стоили никак не   80, а   35   евро. Сейчас ждем ответа от   наших европейских партнеров. В дальнейшем все идет поступательно, процедура запущена. Но, к   сожалению, в   связи с   огромной бюрократией в   Евросоюзе и   с   тем, отчего там надо согласовать пару технических моментов, этот процесс затягивается.


—   В   числе барьеров, которые мешают нам выстраивать взаимоотношения с   Европой, стоит вопрос отмены смертной казни. И   многие должностные лица и   держи   Западе, и   на   Востоке говорят, это должно быть политическое решение, а   приставки не-   отданное на   откуп общества. Каково ваше мнение на   этот счисление? Может   ли Беларусь принять политическое решение об   отмене смертной казни иль хотя   бы о   введении моратория?


—   Может быть и   политическое решение. Но   какой бы то ни был политик должен соизмерять решение с   настроением в   обществе и   его состоянием. Сложный задача. Но   и   сейчас, если провести референдум, думаю, большинство граждан высказалось   бы ради   сохранение смертной казни, о   чем говорят и   независимые опросы, в   том числе с   участием Евросоюза. Легко и просто говорить: «А   почему не   принять политическое решение?» Но   в   наших беседах с   представителями Евросоюза ты да я   говорим: «А   почему вы   по   Беларуси не   можете принять политическое разгадка?», мы   слышим в   ответ: «У   нас есть общественное мнение, нас СМИ невыгодный   так поймут, потому что Беларусь негативно выглядит в   глазах общественности».


Ввиду этого, когда тебя не   касается, легко говорить о   том, что можно подкумарен политическое решение. Но   любой политик должен соизмерять свои заявления, действия с   настроениями общества. Я   думаю, рано или поздно соответствующее решение будет (полагается. Надо подвести общество к   этому.


Почему-то наши европейские партнеры безлюдный (=малолюдный)   готовы принять какое-то политическое решение в   отношении Беларуси, а   нас заставляют сие делать, не   только по   смертной казни, но   и   по другим вопросам.


—   А   каких политических решений Беларусь ждала через   ЕС?


—   Я   не   буду конкретизировать, но   заверяю вас, что таких бесед и   обсуждений было ужас много.


—   Недавно появилась информация о   том, что Александр Лукашенко 12   ноября посетит Австрию. Же   вы   не раз повторяли, что визит ради визита   — не   самоцель, «мы   должны стряпать(ся) визиты, чтобы получить конкретные результаты для Беларуси и   страны-партнера». Во (избежание чего президент летит в   Австрию? Какие соглашения там будут подписаны?


—   Добро работа над соответствующими двусторонними соглашениями с   Австрией, это очень интересная территория, у   нас с   ней 200 миллионов долларов товарооборот, в   этом году экспорт чуть(-чуть) снизился, но   тем не   менее есть интересные перспективные наработки, программы. Автор этих строк   планируем провести встречу представителей бизнеса в   рамках этого визита. Поэтому ждем, чего этот визит, помимо развития политических контактов, принесет и   экономические дивиденды. Вот п мы   сейчас активно занимаемся подготовкой этого визита.


Про посла в   США, контакты с   Илоном Маском, Зеленского и   «шпионов»

—   По образу продвинулись отношения с   США после двух высоких визитов? Когда появится посланец в   США?


—   Мы   заинтересованы в   том, чтобы восстановить нормальные отношения со   страной, которая является на нас перспективным и   важным партнером, играет важную роль в   международной политике.


Аюшки? касается конкретных сроков назначения послов, то   у   нас это может лежать реализовано быстрее, в   США эта процедура очень сложная и   займет больше времени. Же   есть принципиальный момент для двух сторон   — назначить послов как позволено быстрее. Сейчас мы   отбираем определенные кандидатуры тех, кто мог   бы быть послом в   США, и   будем их   представлять президенту и   согласовывать с   американской стороной.


—   Кандидатуры президенту будут представлены в   этом году?


—   Отнюдь не   думаю. И   не   думаю, что надо синхронизировать возврат послов: может, ты да я   раньше назначим, может, американский посол раньше приедет в   Минск. Это нормальная замес.


—   Недавно Александр Лукашенко рассказал, что ему Илон Маск подарил Tesla. Илон Маск посмеялся в   твиттере, а   я   слышал, что что-то за   этим есть   — наше сотрудничество со   структурами Святочная харя. Может, расскажете, кто додумался на   него выйти и   что там по (по грибы)   дела у   нас со   структурами Маска? Что мы   предлагали? Ракеты свершать или автомобили?


—   Производство электромобилей   — перспективное дело, в   том числе и   для Беларуси: ваша милость   видите, сколько внимания этому придается в   других странах. А   что касается вашего вопроса, так   хочу сказать, что с   компанией Tesla мы   старались наладить связи и   были соответствующие встречи представителей нашего посольства в   США.


(министерство направил в   белорусское правительство ряд предложений по   производству электромобилей в   нашей стране, и   да мы с тобой   предлагали установить ряд контактов не   только с   Tesla, но и   с   компаниями других стран, которые занимаются таким производством. Который-то было направлено в   Минпром и   НАН Беларуси. Я   знаю, что некоторые решения приняты и   немедля Беларусь тесно работает с   Китаем в   этом направлении. Что касается Илона Образина, то   контакты были, но, насколько мне известно, они не   получили дальнейшего развития.


—   По прошествии времени встречи с   Александром Лукашенко в   Житомире Владимир Зеленский заявил, что Украина боится военного присутствия России в   Беларуси.


—   Ми кажется, во   время встречи со   СМИ в   Житомире, президент Беларуси заявил, в чем дело? Украина может не   бояться, что со   стороны Беларуси будут какие-в таком случае действия, несущие угрозу безопасности Украины.



Фото: Офис президента Украины

—   Директор Зеленский также рассказал, что в   свое время просто «забыли» поменять Павла Шаройко получи и распишись   Юрия Политику. Как и   почему это произошло?


—   Речь не   шла об   обмене, сие ошибка. Когда Шаройко был задержан на   территории Беларуси с   конкретными доказательствами его вины   — сие одно дело. Когда гражданин Беларуси Политика был каким-то образом ввязан в   сии инсинуации и   его обвиняли в   шпионаже, а   он, можете верить, можете не   доверять, никакого отношения к   спецслужбам Беларуси не   имеет,   — это другое дело. И   пишущий эти строки   старались освободить нашего гражданина, используя все существующие легальные средства.


У   нас были говор с   предыдущим руководством Украины, но   так случилось, что тогда мы   неважный (=маловажный)   смогли освободить нашего гражданина и   передать Шаройко нашим партнерам. Пришло план накануне встречи [президентов в   Житомире] от   наших украинских партнеров реализовать предыдущие договоренности, как и   было сделано.


—   Как вам вообще Владимир Зеленский?


—   Он   мне понравился. Понравился тем, чисто, несмотря на   неопытность, чувствуется заинтересованность в   том, чтобы выполнить свои обещания и   сорвать мира на   востоке Украины. И   чувствуется какая-то искренность в   его поведении и   его заявлениях. А   прямодушие, к   сожалению, то, что не   так часто встречается в   политике, но   который необходимо.


Про белорусский язык, Кастуся Калиновского и   переименование улицы Ленина в   Минске

—   У   пэўных расійскіх колах гавораць аб   тым, што Беларусь дэрусіфікуецца. Скажыце, калі милость, як   вы   на гэта рэагуеце.


—   Абвінаваціць Беларусь у   тым, што Яника дэрусіфікуецца,   — недарэчна. У   нас дзве дзяржаўныя мовы. І дзяржава стварыла ўмовы пользу кого нармальнага развіцця абедзвюх моў. Мне здаецца, што з   боку дзяржавы зроблена ўсё, а ўсё астатняе залежыць (кромешный   нас з   вамі, ад   канкрэтнага чалавека. Зараз, дарэчы, ідзе перапіс насельніцтва, і цікава будзе паглядзець, колькі беларусаў лічаць беларускую мову роднай. Я, напрыклад, лічу беларускую мову сваёй роднай мовай, ибо   вучыўся ў беларускамоўнай школе. На   жаль, не   заўсёды ў паўсядзённым жыцці атрымліваецца размаўляць нате   ёй, але для мяне і маёй сям’і беларуская мова   — родная.


Але ствараць нейкія ўмовы, каб прымусіць развівацца беларускую мову, непатрэбна, і гэта никак не   зразумеюць у   грамадстве. Гэта будзе нейкім чынам інтэрпрэтавана ў іншых дзяржавах.




—   Чаятельно, странно, что независимое государство должно оправдываться перед другими государствами, получи и распишись   каком языке здесь говорить людям. И   на   каком языке должны находиться таблички с   названиями улиц.


—   Никто и   не   оправдывается.


—   Российская сторона позволяет себя высказывать такие претензии, в   том числе и   о   том, что здесь ущемляют русскоязычных. Так   в   Беларуси два государственных языка, и   если люди хотят говорить на   белорусском, они будут сие делать.


—   Согласен с   вами. Более того, на   сей счет было бессчётно сказано на   самом высоком уровне. Не   вижу вообще смысла упражнять эту тему: условия для развития и   русского, и   белорусского языка созданы. И, у   нас сегодня меньше школ на   белорусском языке, но   если сие будет востребовано, то   будет принято соответствующее решение. Не   думаю, кое-что сейчас есть проблема записаться в   белорусскоязычную школу.


—   Это огромная проблема.


—   Я, уважаемый говоря, не   знаю. Надо обратиться в   Министерство образования. Но   не   думаю, что же если будет запрос, то   будет проблемой открыть белорусскоязычные классы иль организовать обучение в   университетах на   белорусском языке.



Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

—   Нежели закончилась экспертиза останков, предположительно, брата Кастуся Калиновского   — Виктора?


—   Насколько ми известно, экспертиза проведена, сейчас идет анализ той информации, которая получена. Белорусская страна находится в   контакте с   литовскими партнерами, сейчас обсуждается проведение мероприятий 22   ноября в   Вильнюсе. Думаю, белорусская бахтарма будет участвовать.


—   Кто представит белорусскую сторону на   мероприятиях?


—   Еще безграмотный   обсуждалось, но   я   считаю, что Беларусь должна быть представлена на   песенка спета высоком уровне. Потому что мне кажется, что это событие является баснословно важным, в   том числе и   для Беларуси, и   для истории Беларуси.


—   А   якое ваша персанальнае стаўленне несомненно   Кастуся Каліноўскага?


—   Я лічу, што ён   належыць Беларусі і гісторыі Беларусі. У   савецкі полоса у   падручніках гісторыі мы   чыталі пра яго як   пра героя, які змагаўся з   царызмам. Муж погляд на   Кастуся Каліноўскага і іншых выбітных дзеячаў, якія нарадзіліся получи и распишись   нашай зямлі, заключаецца ў тым, што і Каліноўскі, і Касцюшка, і Дамейка належаць нашай гісторыі. І безлюдный (=малолюдный)   трэба падводзіць нейкія палічныя матывы, звязаныя з   гэтымі імёнамі. Гісторыя павінна быць аб’ектыўнай. І без-   трэба дзяліць, каму яны больш належаць: Польшчы, Літве ці Беларусі. Гэта наша агульная гісторыя.


—   Каб ён   одним духом ляжаў у   беларускай зямлі, МЗС што-небудзь зрабіла? Вы, мабыць, бачылі зварот беларускай грамадскасці а как же   сейму Літвы.


—   Вельмі складанае пытанне, не   маю адназначнага адказу. Але ми незразумела, калі чалавек загінуў там, дзе ён   зараз знаходзіцца, навошта пераносіць яго косткі ў іншае месца? Што наша сестра   атрымаем з   гэтага? Дарэчы, існуюць розныя меркаванні на   гэты конт. Я   чытаў, што Зянон Пазняк выказаўся катэгарычна супраць пераносу парэшткаў Каліноўскага ў Беларусь і после   тое, каб ён   заставаўся там, дзе знаходзіцца. Я   тут больш згодны з   Зянонам Пазняком, чым з   тымі, хто падтрымлівае ідэю аб   пераносе яго парэшткаў у   Беларусь.


—   Резюмируя национальную тему: вы лично не   смущает ездить на   работу на   улицу Ленина (и тот и другой корпуса МИД Беларуси находятся на   улице Ленина. —   TUT.BY)? С   учетом вашего уважительного взаимоотношения к   Калиновскому, Кастюшко. У   нас   же есть даже известные дипломаты. Может, Государственный департамент) (иностранных дел мог   бы проявить инициативу в   этой десоветизации белорусских улиц?


—   Переименованием улиц должны трудиться городские власти. А   что касается памятников, то   я   категорически против разрушения различных памятников, благодаря тому что что камень не   виноват в   том, что он   стоит. Я   не   могу сообразить, почему в   некоторых странах разрушают памятники, связанные с   историческим прошлым   — советским может ли быть социалистическим. Это памятник, наоборот, надо показать нашим наследникам, что было другой раз-то, что мы   сохранили это. И   пусть они про это знают.




—   Только и можно как в   Будапеште вывезти все коммунистические памятники за   пределы города. Да стоят там, в   музее под открытым небом.


—   Как в   зоопарке? Чем возлюбленный   мешает, этот камень в   городе?


—   Но   с   этим прошлым могут быть связаны преступления, кровавые перипетии.


—   Это часть истории. Надо, проводя экскурсии к   этим памятникам, рассказывать, аюшки? с   этим   — связаны преступления, с   этим   — светлое прошлое. Люди должны иметь объективную информацию по поводу тех или иных памятников или имен. Это мое личное слава, другого отношения к   истории я   не   вижу.


Что касается переименования улиц, в таком случае   надо посмотреть. Было   бы хорошо, если   бы именами людей, внесших достижение в   развитие Беларуси, были названы улицы. Я   не   вижу в   этом большой проблемы. Думаю, разве будут определенные предложения, Мингорисполком не   откажет.


—   Попросите для минчан улицу Быкова. Вас Мингорисполком точно не   откажет.

 

Теги: Минск
 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Обсуждение закрыто.