Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by
В мирe интeнсивнo пeрeсмaтривaeтся рoль гoсслужбы. Кaк в дaлeкиx, тaк и в сoсeдниx с нaми стрaнax прoисxoдят рaзличныe рeфoрмы этoй сфeры, и в цeлoм, в ниx просматриваются общие тренды. Ото чиновников хотят большей эффективности, профессионализма, прозрачности и независимости от политического влияния — аж в странах, далеких от идеала демократии.
Наталья Рябова окончила БГУ (обществоведение), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Менеджер Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует обследовательский центр BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), сайт «Кошт урада», отданный государственным финансам, и сайт «Открытые закупки», мониторящий государственные закупки. Фото с личного архива
Эти тренды обсуждались 22−23 октября в Минске на конференции «Государственная разведка: современное состояние и перспективы развития», организованной Академией управления при президенте, Советом Европы и Астанинским хабом государственной службы.
(абсолютная стран, «затеявших» реформы государственной службы, обращаются за международной экспертизой, и в частности, сотрудничают с SIGMA — экспертной инициативой Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития. Государственная услуги и управление человеческими ресурсами как раз одни из направлений, по которым каста организация консультирует страны (изначально те, которые хотели попасть в ЕС, а затем и другие). SIGMA предоставляет как «универсальную» помощь в виде методологических документов и рекомендаций, неизвестно зачем и «индивидуальную» в виде помощи отдельной стране в ее реформировании в соответствии с лучшими международными практиками. В Беларуси SIGMA, к сожалению, безлюдный (=малолюдный) работает — нет запроса со стороны государства. Было несколько визитов и презентаций с их стороны, все же политической воли сотрудничать не было проявлено.
Среди других тем, которые обсуждались возьми конференции, хотелось бы обратить внимание на следующие три: политическая непод, прозрачность, и агентство по управлению госслужбой.
Политизацию называют одной из серьезных причин неэффективности госслужбы. Подо политизацией понимают связь с публичными политиками: например, после выборов меняется власти, назначается новый министр, и он формирует под себя полностью новую команду, в итоге в министерстве меняются трендец, чуть ли не до уборщицы, институциональная память теряется. Ясно, что-что эффективно работать такой новый состав сможет далеко не сразу. Либо политизация может прорываться в том, что госслужащий выполняет указания, поступившие от какого-то важного лица, чтобы оно не является его начальством, или вынужден делать то, как не входит в его должностные обязанности, или то, что не нимало законно, с его точки зрения. А что делать? В суд же потом без- обратишься, он часть системы; в профоюз — тем более. Это также безвыгодный прибавляет эффективности и инновативности работе госслужащих.
Именно для решения этой проблемы и придумали расщепление на политические должности (например, министры) и неполитические, связанные чисто с государственным управлением (идеже-то это называется «канцлер», где-то «госсекретарь», где-то «старший госслужащий»). Сие человек, который не поменяется со сменой министра, именно он хранит «институциональную память» и обеспечивает непрерывную работу органа может ли быть организации.
В Беларуси, в силу специфики нашей ситуации, ведутся споры — то ли этой самой политизации у нас как не бывало совсем, то ли, наоборот, все политизировано настолько, что по-другому ранее и представить сложно. Я лично придерживаюсь второй точки зрения. Во всяком случае, в других странах сей вопрос обсуждается, принимаются всякие меры, чтобы защитить госслужащего от возможного произвола поверх. А у нас замалчивается, как будто бестолковых указаний сверху у нас никогда и безлюдный (=малолюдный) бывает.
Вторая тема, которую хотелось бы затронуть — это прозрачность. Более чем достаточно докладов об этом, предсказуемо, было из Украины — и о возможностях гражданского общества зачислять приобретать участие в обсуждении и реализации различных политик, и о прозрачности, связанной с использованием современных технологий. А не только оттуда — другие страны тоже стараются работать в этом направлении. У нас как и заметны некоторые действия властей.
Что касается специального органа, управляющего госслужбой, в таком случае белорусская уникальность в том, что у нас его нет. Соответственно политикой в области госслужбы занимается наиболее Администрация президента, но часть «размазана» по другим органам. Этот вопросик уже обсуждался неоднократно в течение последних десяти лет, однако «воз и ныне там». Предлагались три варианта:
— генерация в Беларуси такого органа, отвечающего за политику в области госслужбы;
— выделение департамента в Администрации президента на этой функции;
— наделение этими полномочиями Академии управления при президенте.
(точно) кот наплакал в Беларуси применяются и другие лучше практики касательно отбора, найма, оценки и продвижения госслужащих. Получи конференции, например, подробно описывалась работа Selor — бельгийского агентства, отвечающего вслед отбор госслужащих.
Конечно, не все и не везде работает гладко; обсуждались и проблемные вопросы. Как например, в Грузии недавно введенная система ежегодной оценки госслужащих дала при первом раунде (в 2018 году) такие результаты, аюшки? 41% получил оценку «превосходно», а еще 58% — «хорошо». Это, очевидно, чудно, так как обычно высочайший балл получает 5−10% работников, а не только что не половина. Теперь будет пересматриваться методология этой ежегодной оценки. В Казахстане за-прежнему актуальны такие проблемы как переработки, низкая зарплата, дисбаланс посередине руководящими работниками и исполнителями. Много где говорят о психологических проблемах (стрессах, выгорании, дегуманизации и т.п.), через которых страдают госслужащие.
«Госвопрос» — цикл публикаций, в которых TUT.BY и коллеги из СИМПА постараются помимо воды и шор рассказывать об актуальных вопросах госуправления в нашей стране и обносить решения, основанные на мировом опыте.
Теги: Минск