Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by
Чeтвeрть сeльскoxoзяйствeнныx oргaнизaций Бeлaруси пoстoяннo имeют прoблeмы с плaтeжeспoсoбнoстью. Списaниe дoлгoв нe принoсит жeлaeмoгo рeзультaтa, нeoбxoдимo модифицировать систему управления. Об этом говорили на днях на кругом столе, организованном Республиканской конфедерацией предпринимательства (РКП).
Карточка: Евгений Ерчак, TUT.BY, фото носит иллюстративный характерСпутали карты
«Списание долгов, к сожалению, отнюдь не приводит к коренному изменению ситуации. Есть те самые 25% предприятий, которые неумолчно испытывают ситуацию неплатежеспособности. Причем процент таких предприятий с 2004 года к примеру всегда одинаковый», — рассказал председатель Комитета по развитию предпринимательства в сфере АПК РКП, начальник ООО «Сельхозинвест» Антон Косынкин.
Последний раз власти принимали план в соответствии с оздоровления проблемных колхозов в октябре прошлого года. Тогда вышел президентский декрет № 399, которым предприятиям, в том числе, предоставили отсрочку погашения задолженности бери три года с последующей рассрочкой на пять лет. В современных экономических условиях, по мнению мнению Антона Косынкина, это фактически равно списанию долгов.
При этом неплатежеспособные предприятия решили восстановить в досудебном порядке. Хотя еще в 2016 году, когда был принят акт № 253, предусматривалась процедура банкротства в отношении ряда проблемных колхозов через сенат. В список попали 102 организации. 17 колхозов собирались ликвидировать, 85 санировать.
«399-й постановление спутал все карты. Сначала было решение о банкротстве сельскохозяйственных организаций бери основании серьезного анализа их финансового состояния и так далее. Теперь сие предприятие переводится в состояние финансовой санации. Предполагается, что оно получит стимул к развитию за счет того, что получит отсрочку по своим обязательствам. Логики в этом в закромах. Оно уже фактически себе выдало бесконечную отсрочку на исполнение своих обязательств и в самом деле является экономическим трупом», — сказал Антон Косынкин.
При этом, по его словам, 253-й прокламация никто не отменял, поэтому надо продолжать им пользоваться. В частности, отрывок предприятий проводить через процедуру санации, часть — ликвидировать и подыскивать им нового собственника.
«Любого собственника. Неравно он окажется неэффективным, то потеряет свои деньги, а не деньги республиканского бюджета. На случай если он окажется неэффективным, то через два года утратит возможность управления сим предприятием, ведь у нас сохраняется колоссальный рычаг управления всеми сельхозпредприятиями вслед за счет государственной формы собственности на землю», — отметил председатель Комитета по части развитию предпринимательства в сфере АПК РКП.
Непрозрачный бизнес
Еще одним важным механизмом вывода неплатежеспособных предприятий изо критического состояния на круглом столе называли реформирование системы управления в организациях.
РКП предлагает организовать укрупненную управляющую компанию, которая позволит мобилизовать кадровые, финансовые и инвестиционные потенциал частного бизнеса, привлечь профессиональных менеджеров, использовать IT-модели управления, инновационные системы спутникового мониторинга текущей деятельности и транснациональный опыт.
Эта компания будет похожа на Агентство по управлению активами, стократ передали все плохие долги колхозов, но только займется производством.
Тех) пор (пока(мест) же реформа системы управления не находит отклика на местах. В свое час(ы) Институт системных исследований в АПК предлагал отдельным предприятиям принять кодекс корпоративного управления, так не добился успеха.
«Мы были готовы поспособствовать разработке, регистрации и продвижению сего кодекса, но на местах в этом пока не видят особой необходимости. Их и круглым счетом всё устраивает. Возможно, видят в этом некую угрозу», — рассказал сотрудник отдела организации аграрного бизнеса Института системных исследований в АПК Толяна Такун.
Менеджмент современного белорусского сельхозпредприятия не заинтересован во внедрении корпоративной системы управления, ввиду этого что нужно будет проводить тренинги для персонала, компьютеризировать все производственные процессы, переглядеть все должностные функции и так далее, отметил эксперт.
«Как следствие, сие сокращение свободного маневра самого руководителя сельхозпредприятия, который привык к этой свободе получи и распишись местах. Не хотят наши руководители сельхозпредприятий отчитываться за те аржаны, которые в них инвестируют. Они привыкли эти деньги получать безотчетно и повелевать ими согласно своим планам. Это является основным препятствием для инвесторов», — подчеркнул Широкий Косынкин.
За прошлый год прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство Беларуси составили 173 млн долларов. Притом в общем объеме ПИИ на аграрный бизнес приходится всего 1,2%.
Комплексный доступ
Антикризисная программа должна быть комплексной, только в таком случае удастся избавить проблемные колхозы, сошлись во мнении эксперты.
«Вывод предприятий из состояния неплатежеспособности — сие комплексная программа. Ни одно неплатежеспособное предприятие вы не выведите с состояния неплатежеспособности, просто погасив его долги. Это было доказано будь здоров раз во многих странах, в том числе в Беларуси. Необходимо реформировать систему управления», — сказал Антоша Косынкин.
С необходимостью комплексного подхода согласен и ведущий научный сотрудник Института системных исследований в АПК Лера Метлицкий.
«Надо полностью менять экономику предприятия, чтобы оно было рентабельным. Животрепещуще также инвестировать в трудовой коллектив и внедрять информационные системы. То есть, не мешает не просто списывать задолженность, а подходить к процессу комплексно», — сказал Метлицкий в комментарии пользу кого Naviny.by.