ЖКХ в частные руки: бизнес учится зарабатывать на коммунальном секторе

Числo кoнцeссиoнныx сдeлoк в сфeрe ЖКX дoстиглo 1,8 тыс. Гoсудaрствo стрeмится aктивнee привлeкaть чaстный бизнeс в сей сектор для модернизации коммунальной инфраструктуры, износ которой в регионах иногда достигает 90%.

Частные инвесторы идут в сферу ЖКХ. Ни дать ни взять заявил заместитель главы Минстроя Андрей Чибис на прошедшем инвестиционном форуме в Столица курортов, объем концессионных соглашений в коммунальной отрасли превысил 257 млрд рублей. Ноль заключенных сделок – 1,8 тыс.

“Механизм концессий ЖКХ заработал, правда это молодой механизм. У нас 1,8 тысячи концессий, объём инвестиций — 257 млрд рублей. Изо них только 5% — платных конфидентов бюджета. Аварийность сокращается чище чем на 20%, на 40% сокращение потерь, особенно в области теплу”, – заявил он. 

Несмотря на внушительные цифры, сообразно сравнению с масштабом отрасли объем привлеченных инвестиций достаточно невелик. По данным “Анализа рынка жилищно-коммунальных услуг в России”, подготовленного BusinesStat в 2017 г, использование рынка коммунальных услуг в стране составлял 2,4 трлн рублей. 

Обаче, активный рост рынка концессии в сфере ЖКХ начался именно в последние годы. Разве в 2016 году объем инвестиционных обязательств концессионеров составлял 67,6 млрд рублей, так сейчас он почти в четыре раза больше.

По данным Минстроя, чаще целом) концессионные соглашения заключается в сфере водоснабжения и водоотведения. Объем сделок в этом секторе составляет вокруг 122 млрд рублей, сообщали “Ведомости” со ссылкой на представителей министерства. Держи втором месте – концессии в сфере теплоснабжения, где объем заключения концессий достиг 97 млрд рублей. Со значительным отставанием для третьем месте находится рынок концессий в сфере обращения с отходами. Объем сделок с проектами в этой сфере составляет не более чем 20,9 млрд рублей.

Важно отметить, что концессионер не является полноценным инвестором проекта. Торопись он играет роль оператора – за свой счет он создает али реконструирует объект, а позднее возвращает вложения благодаря его эксплуатации. При этом, интересах определения цены используются не рыночные механизмы, а система тарифного регулирования, которая согласуется с местными властями.

До словам Андрея Чибиса, рост числа концессий в последнее время связан с привлечением в эту раздел банков. Например, у Минстроя есть опыт успешного взаимодействия со Сбербанком. “Бери базе маленького города в Тульской области вместе с банком ты да я создали стандарт кредитования. Полгода этим занимались, но теперь сие стандарт кредитования для Сбербанка, это 15-летний кредит”, – пояснил зам министра. 

Речь идет о коробочном решении по модернизации систем теплоснабжения. В планах партнеров произвести аналогичные продукты для концессионеров в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и угоду кому) проектов в сфере благоустройства.  Интерес к использованию такого продукта предъявили ранее около 50 регионов.

Государство давно стремится привлекать частный капитал в концессии в сфере ЖКХ, поелику не может само провести модернизацию этого сектора. В некоторых регионах ослабленность коммунальной инфраструктуры достигает 70-90%, указывает исполнительный директор ассоциации ЖКХ “Сличение” Светлана Разворотнева.

Предприниматели в свою очередь часто настороженно относятся к таким предложениям, опасаясь непрозрачности рынка и сложностей работы в конкретных регионах. В теории, улучшить ситуацию могла бы разработка стандарта комплексного концессионного предложения, которое подразумевает и вовлечение крупного банка в качестве партнера концессионера.

Концессия может полноценно работать только что в крупных или средних городах, где можно достичь определенного эффекта масштаба. В небольших населенных пунктах концессионеру учащенно предлагают взять на себя функции оператора все коммунальной инфраструктуры, только для этого компания должна изначально обладать значительным капиталом и готовностью “делать ход в долгую”. Если сумма сделки составляет менее миллиона рублей, то ее сомнительно ли можно назвать рыночной, констатирует эксперт.

“Приход частного инвестор, я признать себя виновным не могу и способен повысить качество некоторых коммунальных услуг, но вовсе не означает снижения ценника на конечного потребителя. Берясь за модернизацию коммуникаций инвестор нацеливается на принятие прибыли, в том числе и через максимизацию тарифов. У муниципальных властей есть такие доверенность и часто они идут на встречу, повышая тариф сверх федерального норматива”, – указывает Света Разворотнева.

Подписывайтесь на канал «Вести.Недвижимость» в Telegram, чтобы первыми ведать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Обсуждение закрыто.