Выехать на тракторе: Как развивался рынок лизинга в прошлом году

Про рынкa лизингa прoшлый гoд стaл гoдoм прoстoя. Кoмпaнии нe спeшили нaрaщивaть пoртфeли, прeдпoчитaя рaбoтaть с прoвeрeнными клиeнтaми, oднaкo в этoм гoду у рынкa пoявилaсь нaдeждa нa скoрoe вoсстaнoвлeниe. Пo дaнным Нaциoнaльнoй кoмиссии пo рeгулирoвaнию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), в первой половине 2016 лета лизингодатели заключили договоров на 4 млрд грн, тогда наподобие за аналогичный период прошлого года — на 3,2 млрд грн.

Так оно и есть, этот рост вполне может быть прыжком дохлой кошки, как-никак по сравнению с дореволюционными показателями рынок лизинга по-прежнему в глубоком минусе. В (видах сравнения: общая стоимость действующих договоров за первые три квартала 2013 годы составила 68,2 млрд грн, за аналогичный период 2016-го — общей сложности 23,6 млрд грн. Лизинговые компании все это минувшее сокращали свое присутствие и не спешили заключать новые договоры, продолжая сопеть над чем по старым.

Отскочили от дна

Одна из причин роста — высотка спроса на сам объект лизинга. Например, в 2016 году был зафиксирован разрастание продаж автомобилей, и рынок лизинга это почувствовал. “Про рынка лизинга 2016 год оказался достаточно удачным: мощность продаж вырос на 40% по сравнению с 2015-м, проститутка стоимость профинансированных предметов лизинга составила 4,5 млрд грн. И сие только на октябрь этого года”, — отметили в компании “Малорусский лизинговый фонд”.

По мнению экспертов компании, такая положительная кинетика, с одной стороны, объясняется ростом общих продаж автомобилей (вслед январь-октябрь 2015-2016 годов прирост составил 38%), с кто-то другой — активизацией игроков лизингового рынка, в том числе в части кобрендинговых программ с дилерами и импортерами. Немаловажным фактом является росточек проникновения лизинговых продаж в общие продажи автомобилей: из 54 тыс. проданных (авто)машина около 6,3% составляют продажи в лизинг.

Кроме того, в компании отметили доход объемов финансирования сельскохозяйственного сектора, который на данный минуточку является одним из основных движущих факторов развития рынка лизинга в целом. Сие второй по значимости сектор для рынка, доля которого достигает 27%, мощность за первую половину 2016-го — 6,7 млрд грн. Первой сообразно значимости остается транспортная отрасль, на которую приходится 32% ото всего объема договоров, или 7,9 млрд грн.

Материальный лизинг и аренда автомобилей

Дают, но ненадолго

Характерной особенностью сего года стало сокращение сроков договоров лизинга. Стоимость договоров бери 5-10 лет по сравнению с серединой 2015 года сократилась сверху 47,5%, до 5,7 млрд грн. Стоимость договоров держи срок более 10 лет уменьшилась на 20%, вплоть до 1 млрд грн. Самая весомая группа лизинговых договоров (2-5 планирование) сократилась на 70,1% и теперь составляет 12,1 млрд грн. Ощутимый прирост состоялся лишь по группе краткосрочных договоров (1-2 возраст): объем таких контрактов возрос на 97,2% и достиг 5,9 млрд грн.

В соответствии с словам Сергея Васькова, управляющего партнера “ЭСКА Богатство”, главный тренд 2016 года — рост лизинга вразрез ухудшению налогового законодательства. “Появилось несколько новых активных игроков, таких т. е. “ТЕКОМ-лизинг” и “Альфа-Лизинг”. Возобновил субсидирование “ОТП-Лизинг”. Со стороны клиентов присутствует закрепленный спрос на лизинговые программы, особенно в условиях, когда банки бесцельно и не возобновили активное кредитование”, — отмечает Васьков.

Несручный НДС

Говоря о “неудобном налоговом законодательстве”, лизингодатели, перво-наперво всего, имеют в виду изменения в Налоговый кодекс по части налога получи и распишись добавленную стоимость. 1 января 2015 года были внесены изменения в Ясачный кодекс, которые ввели в действие электронное администрирование НДС.

Новая сингония полностью исключила возможность лизингодателей включать сумму НДС в ясачный кредит в случае отбора техники у лизингополучателей, которые допустили неплатежи объединение договору. По оценкам Украинского объединения лизингодателей, потери лизинговых компаний ровно по НДС с начала 2015 года составляют почти 100 млн грн.

Ужестчение условий финансирования вылилось в значительное увеличение авансов (с 20-30% после 40-50%), куда закладываются риски потери НДС при возврате техники с неплатежеспособных заемщиков. Кроме того, лизинговые компании стали выдвигать больше жесткие требования к клиентам относительно финансовых показателей. Предприятиям со слабыми финансовыми показателями alias новым компаниям крайне трудно получить средства даже получай ликвидное имущество. По словам Васькова, работа в этом направлении принято уже больше года, но результат пока не виден.

Снова одна проблема с НДС связана с приобретением лизинговыми компаниями б/у автомобилей. “Источником автомобиль с пробегом в большинстве случаев являются физические лица, которые далеко не являются плательщиками НДС. Покупая у них машину и передавая ее в лизинг, лизинговая товарищество должна платить НДС за всю стоимость. Но экономически невзирая на лица было бы оплачивать НДС с разницы в цене. Внесение таких изменений наш брат пытаемся лоббировать совместно с Украинской ассоциацией лизингодателей”, — отметили в Украинском лизинговом фонде.

… и некоторые люди сложности

Другая проблема рынка, за которую ломают копья лизингодатели, связана с правилами регистрации транспорта. “В результате непродуманной реформы юрлица, в книга числе лизинговые компании, столкнулись с существенным усложнением регистрации транспортных средств. Сие привело к серьезным осложнениям для финансирования техники, которая покупается в других городах”, — говорит Серёга Васьков.

По словам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, одной изо преград на пути развития рынка финансового лизинга являются противоречия в законодательстве. Правовое выверка отношений лизинга содержится в Гражданском кодексе и законе “О финансовом лизинге”. Быть этом некоторые нормы Хозяйственного кодекса противоречат названным законодательным актам.

Эмфитевзис спецтехники

С законом порешают

Нацкомфинуслуг и Ассоциация лизингодателей Украины разработали билль, который, как предполагается, закроет сразу несколько проблемных вопросов. Бумага предусматривает создание одинаковых конкурентных условий для различных секторов рынка, рационализация механизмов осуществления операций финансового лизинга, а также создание необходимых условий ради привлечения через механизм лизинга инвестиций в обновление основных фондов предприятий украинской экономики.

“Билль предусматривает ужесточение регулирования лизинговой деятельности, что положительно повлияет в возможность выполнения лизинговыми компаниями обязательств по долгосрочным договорам финансирования и обеспечит защиту потребителей лизинговых услуг”, — отметили в Нацкомфинуслуг.

Ещё того, в “ЭСКА Капитал” выразили надежду, ась? в будущем году заработает институт частных исполнителей, что позволит приумножить защиту прав лизингодателей в части возврата техники от неплатежеспособных заемщиков.

Ждут роста

Участники рынка лизинга смотрят в завтра с оптимизмом. Почти все выразили уверенность в том, что в 2017 году торжок покажет рост. “Конечно, на рынок будут вс влиять валютная и политическая стабильность, урожай и цены на продел, но в целом можно утверждать, что рынок будет прозябать. Думаю, основные игроки продемонстрируют минимум 30%-ный эскалация портфеля по новым сделкам”, — считает Васьков.

В Украинском лизинговом фонде впредь до конца этого года общий объем продаж на рынке автотранспорта прогнозируют получай уровне 65 тыс. единиц, из которых свыше 4 тыс. — лизинговые торговые связи. “При положительной экономической ситуации и относительной стабильности курса валют прогнозируем барыш автопродаж в 2017 году на 20%, что составит рука об руку 78 тыс. ед. При этом объем продаж лизинговых услуг достаточно на уровне 5 тыс. авто”, — отмечают в компании.

https: 
10:37 | 02 Март 2017

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Обсуждение закрыто.