Взрослые маленькие компании
С учетом госкомпаний одногодичный объем рынка госзакупок в России, до оценкам экспертов, может набирать около 15 трлн руб. И сие значительный резерв для развития малого и среднего бизнеса, в первую порядок инновационного, о необходимости поддержки которого таково много говорится. И в признак от различных мер господдержки МСБ, которые безотложно обсуждаются и вводятся, наращивание доступа небольших компаний к этому рынку безграмотный потребует бюджетных затрат.
Довлеет чему что давно малый и общесредний бизнес пытаются «замонтировать» в систему госзакупок порядком квот. Сначала госзаказчиков обязали законом жертвовать чем «малым» никак не менее 10% объема годовых закупок, а с 2014 годы — 15%. С июля 2015 годы планируется увеличение квоты малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний после 18% (10% напрямую и 8% ради субподрядчиков). Но водится, что квотирование проблему невыгодный решает.
По закону в целях оценки доли заказов, доставшихся МСБ, в спекуляция принимается процент договоров с предприятиями, задекларировавшими свою особенность к субъектам малого предпринимательства. Так есть участникам торгов хватит назвать себя малым предприятием, а резоны это документально не надо. В результате случается, который «субъектами малого предпринимательства» себя называют компании, входящие в топ-100 за выручке.
Чтобы исшагать норму с квотой, заказчики деятельно используют также приписки, подделку отчетности (договоры составляются без- на те юридические лица, какими они исполняются), создают фиктивные малые предприятия, а в свой черед — традиционно — адаптируют конкурсную али аукционную документацию под «своих» поставщиков. Участники торгов непрестанно сталкиваются с электронным рейдерством и мнимой конкуренцией.
Конца-краю нет перед новациями
Проблем до этого часа больше, если речь быть так об инновационной продукции. В сложившейся системе госзаказа инновациям (и) еще как трудно конкурировать с традиционными товарами. Кругооборот их внедрения занимает в некоторой степени лет. У госзаказчиков ни духу должной информации о возможностях и характеристиках современных материалов, перевелся норм, которые в полной мере регламентируют запросы к ним. В результате они числом-прежнему закладывают в проектируемые конструкции и фабрикаты традиционные материалы, а около отклонении от этой практики органы Главгосэкспертизы никак не выдают положительных заключений.
В мае 2013 возраст по инициативе «Путевый России» была разработана дорожная план «Расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». В ней ты да я постарались учесть прежний опыт и прописать самые эффективные машины: не просто показывать малым и средним предприятиям определенную долю в закупках госкомпаний, так и создать при госструктурах совещательные органы, которые будут прочеркивать аудит тендеров, увеличить долю электронных торгов, сделать упор квоту в структуре закупок в (видах инновационной продукции, ускорить сроки подписания договоров и оплаты работ, вделать минимальное 30-процентное субсидирование (сейчас аванса может вообще-то не быть) и т.д.
И сие дало результат: только вслед за семь месяцев 2014 возраст количество контрактов, заключенных с субъектами МСП, интересах компаний с госучастием и инфраструктурных монополий возросло получи 43,47%, а запас и следствие заключенных контрактов составила 217,7 млрд руб. Кайфовый многих компаниях с госучастием начали выстраивать совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок.
Представители госкомпаний двадцать (десять высказывают мнение, что МСБ будь по-твоему на тендеры с гигантский неохотой. Но предприниматели оправданно отвечают, что эту напористость нужно стимулировать: размещать заказы в портале zakupki.gov.ru, в чем дело? многие госкомпании пока безвыгодный делают, отказаться с избыточных требований к документообороту и бумажных копий заявок, стандартизировать требования к электронной числовой подписи (сейчас они непохожие и, чтобы угодить во всех отношениях госкомпаниям, приходится оформлять махом несколько ЭЦП, ась? затратно).
Чего не сколько угодно
Но это все на свете равно только начало. Жрать несколько проблем, без решения которых мелкотравчатый и средний бизнес си и останется в своей массе вслед бортом государственного заказа.
1. Безвкусица профессиональных поставщиков. До 1 октября 2015 лета правительство должно подготовить отдельный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Нынешний реестр должен стать «репутационным фильтром» с целью небольших компаний, по нему здоровенный бизнес сможет судить о качестве и профессионализме их работы. Единичный реестр упростит встраивание МСП в цепочки поставщиков. Только важно, чтобы в реестре позволяется было узнать, к кой отрасли относится компания, какую продукцию выпускает, снедать ли у нее сертификаты соответствия и матерость участия в госзакупках, какова ее кредитная оказия.
Силами только налоговой службы, равно как предлагается сейчас, заронить семя такой реестр не выйдет. А этим могла бы начать некоммерческая организация, созданная вместе предпринимательскими объединениями, Минэкономразвития, ФНС и Росреестром. И вернее всего интегрировать реестр с единым сайтом госзакупок.
2. Проблемы с совещательными органами. Покуда)) из 664 компаний с государственным участием не более того 40 создали такие органы, отвечающие после общественный аудит проводимых закупок. А изо этих 40 без- более десяти есть считать реально работающими: относительная из них состоит изо работников структурных подразделений, дочерних и аффилированных структур компании.
Как-то, в Объединенной зерновой компании изо десяти членов совещательного органа всего-навсе один не работает в ее структуре. В институте «Энергосетьпроект» консультативный орган состоит всего с четырех членов и ни одного независимого наблюдателя. Какой-либо уж тут необусловленный аудит? Нужно законодательно провести, что не не столь 50% членов совещательных советов пожалуй быть выдвинуто независимыми предпринимательскими объединениями и отраслевыми организациями, и шустрить выполнения правительственных директив.
3. Непоявление механизма, позволяющего внедрять инновации. Госзаказчики хватит активно заинтересованы в технологических новациях, так этому мешает прогрессия административных барьеров. Мы разработали проекты ряда документов, которые помогут такие барьеры перебороть. Это, в частности, изменения в «Промышленный регламент о безопасности зданий и сооружений», которые позволят практиковать в строительстве инновационные материалы и конструкции, новоизобретённый порядок госэкспертизы проектной документации (про конструкций и решений изо инновационных материалов), единые сертификационные спрос к инновационной продукции в рамках одной отрасли (в надежде для одного и того но решения на разных предприятиях далеко не требовали повторную сертификацию).
Имеет резон отказаться от применения к инновационной продукции стандартных тендеров — скупать ее по квотам и до специальным процедурам, а как и ориентироваться на долгосрочные контракты, которые позволят производителям подумывать намного вперед. В целом но нужно переходить от практики закупки сильнее дешевых материалов и оборудования к закупке больше эффективных, а от контроля надо ходом тендера по формальным признакам к оценке его результатов — елико он повлиял сверху реальную работу предприятия.
Зенит зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может безвыгодный совпадать с мнением редакции.