Трамвай желания: как создавался проект покорившего интернет трамвая R1

«Драгоценный конкремент в металлической оправе», «Трамвай-убийца», «Трамвай-мясорубка», «Айфон» получай рельсах» — в интернете о трамвае Russia One (R1) отзывы противоречивые. Вишь премьер-министру Дмитрию Медведеву, повыбавшему держи презентации R1 на выставке «Иннопром-2014», трам понравился. «А теперь вторично про трамвай. Сейчас будем подписывать за) один (приём договор», — улыбаясь, говорит Медведеву гендиректор Уралвагонзавода (УВЗ) Олегушка Сиенко. «Давайте», — отвечает оный, глядя на двух молодых людей, стоящих прежде ним.

Алексей Маслов и Сима Кузин еще недавно далеко не имели отношения к дизайну транспортных средств. Вот-вот они спокойно рассказывают Медведеву о трамвае – спокуха, потому что накануне долгожданной презентации безграмотный спали трое суток и возьми волнение сил уже маловыгодный осталось. После осмотра трамвая представители администрации Екатеринбурга подписывают с УВЗ соединение на поставку 50 низкопольных трамваев R1 к чемпионату решетка по футболу 2018 лета.

Журнал «РБК» выяснил, как бы малоизвестной «Лаборатории Маслова» посчастливилось пробиться к гигантским госкомпаниям и у их в том, что данный трамвай может существовать никак не только в чертежах и эскизах.

«Лаборатория» и «Атом»

Прачечная, в котором находится офис «Лаборатории Маслова», до сей поры недавно выходило на улицу чрезвычайно обшарпанным фасадом. Сейчас помещение отремонтирован так, что походит сверху новостройку. Максим Кузин, гендиректор «Лаборатории Маслова», встречает меня у входа. Докуривает сигарету, тушит ее о подошву кроссовка и кладет окурыш в задний карман джинсов.

— Да что вы?, не выкидывать же его на этом месте, — говорит он, поймав мои недоумевающий взгляд.
— А ась? урну не поставите? Ваш брат же промышленным дизайном занимаетесь.
— Также она есть, но по (по грибы) углом. Выброшу в офисе.

Маловыгодный делать лишних движений — в этом, в кратких словах говоря, состоит ключевое мастеровитость Максима Кузина. В его реферат в строке «специализация» значится «руководство рабочими группами, завоевание целевой эффективности и мощности». Например за это он и отвечает в «Лаборатории Маслова». «Маслов делает ведь, что он больше итого любит и умеет, — генерирует идеи и придумывает проектирование. А я помогаю воплощать эти самые идеи в жизнь», — резюмирует симпатия.


Фото: Marc Bonneville для того РБК
Во время работы с Уралвагонзаводом Защитник Маслов часто говорил о дизайне транспорта: выступал возьми совещаниях, предлагал свои идеи

Превеликий окончил Московский авиационный заведение и долго работал в рекламных агентствах. После несколько лет он уволился и начал советовать компании в качестве менеджера проектов. В 2013-м одним изо клиентов Максима стала «Лаборатория Маслова». Скоро ребята стали работать воедино на партнерских договоренностях.

Включение, которое занимает «Лаборатория Маслова», обставлено сообразно канонам «творческих пространств»: кирпичная носка стен, высокие потолки, этажерка из IKEA. На вешалке — серая толстовка с логотипом УВЗ, крупнейшего отечественного машиностроительного предприятия «Уралвагонзавод» и главного клиента «Лаборатории Маслова». Макс представляет сидящих в комнате сотрудников компании, иными словами, двух компаний — «Лаборатории Маслова», созданной в 2010 году, и экспериментально-конструкторского бюро «Атом» (ОКБ «Атом»), зарегистрированного ранее в процессе работы над трамваем.

«На наших проектах неутомимо задействовано 25–40 человек. Превалирующая с нами сотрудничают удаленно, в качестве фрилансеров. Нормально в компании работает 13 человек», — говорит Максимка. Еще два года отдавать дела «Лаборатории» обстояли не то: студия арендовала более скромное постановка, а ее штат состоял с двух человек.

«Я был, видимости), первым дизайнером, которого взяли в «Лабораторию», — вспоминает прежний сотрудник компании Александр Денисов, работавший для Маслова с середины 2012 годы. — Большую часть времени пишущий эти строки сидели в офисе с Алексеем вместе. Он сам всегда общался с заказчиком, (языко правило, сам придумывал и продавал идею клиенту, а сейчас потом давал поручения мне».


Отпечаток: предоставлено «Лабораторией Маслова»
У Алексея Маслова за) один (приём возникла идея, что кабинка трамвая должна быть наклонена попервоначалу

Математик, инженер, дизайнер

Аля Маслов окончил Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского вдоль специальности «математика». В 2002-м спирт переехал из Санкт-Петербурга в Москву, белым днем нес воинскую службу, а ввечеру подрабатывал в рекламных агентствах. Дизайнерского образования у Алексея кто в отсутствии — говорит, ему просто неизменно нравилось рисовать.

«Родители рассказывали, что-что рисовать я начал раньше, нежели говорить», — смеется он. В 2004-м устроился в PR-агентство «Правила игры» Петра Шепина, коммерческого директора Первого канала. Полутора парение сотрудничества с ТВ хватило, чтоб завести нужные знакомства и вовлечься в телевизионную «тусовку», — потом Маслов работал дизайнером в каналах «НТВ» и ВГТРК.

В 2006 году состоялось важное чтобы Маслова знакомство — с известными в Интернете прокремлевскими пропагандистами Константином Рыковым и Алексеем Жаричем. Рыков тут-то организовал сайт russia.ru, а проектирование портала заказал Маслову. Оный и несколько других интернет-проектов объединили в холдинг New Media Stars, гендиректором которого стал Рыков, его замом — Жарич. Подо проекты Рыкова Маслов создал дизайнерскую студию Redstorm. «Алексей, ровно и любой другой дизайнер, мечтал о собственной компании. Redstorm, видимо, был попыткой проделать таковую хотя бы для уровне бренда», — рассказывает распорядитель креативного агентства Red Keds Витаха Быков. Просуществовал Redstorm мало: в 2008-м Маслов ушел в «Сноб» бери должность арт-директора медиагруппы, почти тогда же Redstorm и закрылся.

Только заниматься сторонними заказами Лексейка продолжил. Когда телекомпания «ВИD», выдающийся производитель программ для «Первого», преобразовывалась в «Красный квадрат», новое руководитель заказало дизайн брендбука Маслову. «Мы выбрали в ту пору еще молодого, но амбициозного дизайнера. В итоге создали по (по грибы) короткий срок яркий лик компании, который остается актуальным и в области сей день», — вспоминает гендиректор ГК «Красный квадрат» Ильюша Кривицкий. Вскоре к Алексею Маслову обратился Уралвагонзавод, величайший производитель бронетехники в России.


Фотография: предоставлено «Лабораторией Маслова»
Вотан из главных недостатков R1 – малое количество посадочных мест

Среди своих

В 2009-м для Уралвагонзаводе сменилось руководство. Компанию возглавил Олегушка Сиенко, руководивший ранее ООО «Газэкспорт», «дочкой» «Газпрома». Получи волне кадровых перестановок пригласили Алексея Жарича — аттестовать информационную политику корпорации в качестве стороннего консультанта. Жарич, имевший ради плечами несколько громких пропутинских проектов, написал во (избежание УВЗ концепцию информационного развития бери два года вперед подина названием «Возвращение к истокам». Воплощать ее Алексея Жарича и позвали в 2010 году.


Отпечаток: предоставлено «Лабораторией Маслова»
«Алексей хотел, для того чтоб вперед выходила большая мотокоса – что-то вроде бампера. Симпатия была очень эффектна с одних ракурсов, же с других выглядела слишком неприязненно.
Мы долго ломали надо ней голову, потом решили проблему простой: убрали эту выступающую «губу», – вспоминает Ярый Рассадин, участвовавший в разработке эскиза

Ключевым по этапу «Возвращения» значился глобальный ребрендинг УВЗ. «Прошлый логотип — зеленая омега «У» с полосками — был придуман в 1990-х и выглядел «новоделом». Было неприкрыто, что позиционирование УВЗ приходится кардинально изменить», — говорит Лекса Жарич, работающий сейчас в корпорации заместителем гендиректора по части взаимодействию со СМИ и органами госвласти. С эдакий задачей он обратился к уж проверенному человеку — Алексею Маслову.

Однако, Жарич утверждает, что «Лаборатория Маслова» предложила УВЗ самый выгодные условия: другие брендинговые агентства требовали без- менее 1 млн долларов. «Корпорация находилась в тяжелых финансовых условиях, и такой-сякой(-этакий) ценник мы не могли потянуть», — рассказывает Жарич. А значение услуг «Лаборатории Маслова», ровно по его словам, измерялась «в миллионах рублей».

Маслову схема понравился, он уволился изо «Сноба» и поехал в Екатеринбург держи УВЗ. «Я провел в заводе несколько дней, меня водили сообразно цехам, показывали, как безвыездно работает», — вспоминает он. Возвратясь в Москву, Алексей занялся проектом. После данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Дизайн Лаба Алексея Маслова» было отмечено 26 августа 2010 годы. А уже 1 сентября УВЗ объявил о запуске нового сайта.

Изумительный сколько обошлось «Возвращение», в УВЗ определить не могут. «Ребрендинг длился три лета и подходит к концу только сейчас», — отмечает Жарич. В среднем в таком роде проект стоит 3–5 млн рублей, его исполнение в жизнь — еще 20–40 млн, говорит хозяйс агентства Depot WPF и сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Лексей Андреев.

В 2012 году Жарич подключил «Лабораторию» к другому проекту — запуску магазина с фирменной одеждой uvzshop.ru. Лишь на проект предполагалось собрать около 20 млн рублей, близ этом на «Лабораторию» ложилась исследование дизайна одежды и сайта магазина.

«Мы хотели отшивать одежду возьми заводах в КНР по собственным лекалам. Угоду кому) того чтобы нам отрекомендовали представителей в Китае, обращались ажно в Торгово-промышленную палату», — рассказывает Алексейка Жарич. В 2013-м, когда сроки по части проекту уже горели, Маслов встретился с Максимом Кузиным, предвидя, что тот специализируется в налаживании рабочих процессов. В результате Макс занялся «выруливанием» магазина и другими проектами «Лаборатории». Теперь одежду от УВЗ дозволено купить в интернет-магазине и небольших офлайновых точках, хотя в основном ее раздают партнерам и клиентам.


Фотомордочка: Олег Яковлев/РБК
Вторично несколько лет назад Макс Кузин работал в рекламных агентствах. В ту же минуту он возглавляет «Лабораторию Маслова» и ОКБ «Атом» и занимается налаживанием серийного производства R1

Фальстарт

Кайфовый время работы с УВЗ Маслов стократно говорил о промышленном дизайне. «Алексей выступал получи совещаниях, предлагал свои идеи того, наравне улучшить ситуацию с легкорельсовым транспортом», — вспоминает Жарич. В летнее время 2012 года корпорация представила в «Иннопроме» свою новинку — кардинальный в России трехсекционный низкопольный трали-вали 71-409. Он проходил финальные испытания в Екатеринбурге и покамест не поступил в продажу. Технические характеристики трамвая сомнений малограмотный вызывали, но дизайн «новинки» устарел покамест до того, как тип вышла в массовое производство.

«Цена обычного односекционного трамвая составляет эдак 20 млн рублей, а без остатка низкопольная модель 71-409 игра стоит свеч от 35 млн рублей. Хотя для премиального сегмента трамваю нужны новоиспеченный дизайн и новые технологии», — рассказывает гендиректор ОАО «Уралтрансмаш» Лёля Носов. Было очевидно, чисто продать такой трамвай хорошего понемножку нелегкой задачей. Тогда Священный Сиенко впервые заявил, почто для конкуренции с западными производителями делать нечего кардинально изменить экстерьер трамвая.

Сие замечание Алексей Маслов воспринял делать за скольких руководство к действию и приступил к созданию эскиза нового трамвая. Вслед за помощью обратился к Ярославу Рассадину, главарь-дизайнеру конструкторского бюро Marussia Motors. «У Леши, в качестве кого правило, есть четкий манер в голове. Тогда он задумал трамка в весьма классическом дизайне, с небольшим «лбом», — вспоминает Бога солнца).

Над проектом трудились приближенно четырех месяцев: макет длиной чуточку меньше метра вырезали изо специальной пены на фрезеровочном станке, а в светло-оранжевый цвет красили автомобильной краской. В соответствии с словам Алексея Маслова, образец оранжевого трамвая всем в УВЗ понравился. Тем безграмотный менее проект застопорился.

А спустя время. Ant. долго Маслов и Кузин обратились к Олегу Сиенко с официальным письмом, в котором просили «обеспечить виртуальность длительного сотрудничества с заводом «Уралтрансмаш» с подчинением А.Д. Носову и снабдить возможность произвести машину». К документу приложили дипломы, а равным образом пообещали, что ответственный сослуживец — Максим Кузин — переедет в Свердловск. В конце декабря 2013-го было подобает решение делать проект к конкретной -дате — 9 июля 2014 годы, когда должен был состояться «Иннопром».

«Айфон» получи и распишись рельсах

Работу над проектом распланировали вдоль дням, но последние двум месяца все равно пришлось служить по 16 часов в сочельник и без выходных. За проектирование и инжиниринг трамвая отвечало созданное в феврале ОКБ «Атом» вот главе с Максимом Кузиным, после брендинг и фирменный стиль — «Лаборатория Маслова». «У Алексея разом возникла идея, что кабинка трамвая должна быть наклонена вперед», — вспоминает Слава Рассадин, участвовавший в разработке эскиза. Технической базой с целью трамвая стал тот самый низкопольный 71-409 — через него в R1 трамвайное шасси.

Сие полностью российская разработка, настаивают в УВЗ и «Атоме», безвыгодный отрицая, что иностранные комплектующие в трамвае использовались. (пред)положим, интерьер был сделан в Австрии, раздел деталей произведена в Швейцарии и Германии, признается Максимка. Отдельная история связана с дверями трамвая: в «Уралтрансмаше» безграмотный было разработок, позволяющих снизать задуманные Масловым и Кузиным двери, оттого пришлось искать иностранного производителя.

«Я выбрал рядом 30 компаний и написал им в таком стиле: «Здорово, чуваки, да мы с тобой делаем проект классного трамвая, так у нас сжатые сроки. Нужно произвести такую дверь, вот ее 3D-стандарт и идея, как ее разрешено построить. Не отправляйте сие, пожалуйста, никому. Будет порядок, если сможете помочь, поперед свидания», — рассказывает Кузин, откатываясь в кресле для середину комнаты, жестикулируя и который раз возвращаясь к столу. На грядущий день ответили три компании — двум формально и с большим числом вопросов, третья, с Австрии, в том же стиле: «Привет, Превеликий, наверное, крутой трамвай. Я с радостью присоединимся и сделаем безвыездно, что нужно, дайте нам не менее немного времени». Австрийцы выполнили большую порция инженерии еще до подписания контракта и поставили проем на завод до получения оплаты — по мнению-другому не выходило. Гендиректор «Уралтрансмаша» Лёша Носов такому подходу к работе удивлялся, да ребят поддерживал.

Стоимость разработки эксперты оценивали в 20–30 млн рублей, однако ребята признаются: из-вслед сжатых сроков R1 обошелся подороже. «Любой концепт стоит после крайней мере в 2 раза боле серийного экземпляра. Думаю, сей проект обошелся точно далеко не дешевле 1,5 млн евро», — говорит Димуся Назаров, арт-директор студии «Иппиарт», занимающейся промдизайном транспортных средств. Закупаться трамваи будут по 40–50 млн рублей в зависимости через комплектации.

За две недели раньше «Иннопрома» проект чуть малограмотный сорвали. Работали на стенде, собирали электрическая карета, вспоминает Маслов, в какой-так момент стопка стекол стала повергаться на Кузина. «На выпускание этих стекол нужно порядком месяцев — если бы они разбились, расчет был бы провален. Так Максим успел эти стекла побеждать у самого пола — стальное обручалка, которое он всегда носил, почти их тяжестью погнулось». Кузин показывает чуть(-чуть) сплющенное кольцо — теперь на вес золота как память.

«Проект трамвая R1 показал, а корпорация готова производить конкурентоспособные трамваи в (видах российских городов», — говорит Олежик Сиенко. Заявить о себе УВЗ заведомо удалось: по данным системы мониторинга СМИ «Медиалогия», наличность упоминаний Уралвагонзавода в медиа выросло в дальнейшем «Иннопрома» с 1650 в июне накануне почти 5600 в июле.

Предмет в другом: удастся ли УВЗ исказить инфраструктуру городов? Уже были российские концепты, обещавшие захватить мир: те же гоночные автомобили закрывшейся в 2014-м Marussia Motors то есть (т. е.) проект революционного «Ё-мобиля», распроданный олигархом Михаилом Прохоровым вслед 1 евро. В УВЗ уверены, что такое? R1 не повторит судьбу сих проектов, ведь он создавался получай заводе, а не с нуля. «Если наш брат можем сделать одно серьезное детище, значит, способны войти в серию», — гарантирую Алексей Носов. Представители «Мосгортранса», видевшие трали-вали на выставке, в оценках побольше сдержанны. По их мнению, выделять прогнозы слишком рано: пока еще даже нет опытного образца, что прошел бы испытания.

Заняться работу над опытным образцом в «Атоме» планируют в ноябре сего года, а к концу
2015-го — сейчас выйти в серийное производство. «Для сего понадобится достроить производственные очертания на УВЗ и, вероятно, наладить дополнительный сборочный цех подо Москвой. Я рассчитываю полностью окупить вложения в схема продажей 50 вагонов. Статочный контракт с Екатеринбургом — соглашение о намерениях уж подписано — должен покрыть сии инвестиции и даже принести прибыль», — улыбаясь говорит Величайший и снова откатывается в кресле сверху середину комнаты.

Екатерина Шипилова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.